Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
Нелегок путь.
Но ветер века —
Он в наши дует паруса.
В 1962 г. поэт Н. И. Рыленков (1909—1969) повторил этот литературный образ:
Любил лишь песен благостный гром,
А ветер века все крепчал, неистов,
Но глаз не опустил перед царем
Друг Пушкина, заступник декабристов.
(«Царскосельский лебедь»)
Вечер был, сияли звезды, На дворе мороз трещал, Шел по улице малютка, Посинел и весь дрожал.
Первая строфа широко распространенного в свое время сентиментального стихотворения для детей К. А. Петерсона (1819— 1875) «Сирота», многократно положенного на музыку. При цитировании иногда встречается замена слова «сияли» на «сверкали»
Вечерний звон! Вечерний звон!
Как много дум наводит он!
Неоднократно было положено на музыку (Алябьевым — 1828, Глинкой—1839, Рахманиновым—1840, Гречаниновым — 1898 и др.).
Выражение из второй части трагедии Гете «Фауст», заключитель- ный хор (д. 5). Das Ewig-Weibliche оригинала передавалось русскими переводчиками как «вечно женственное» (впервые в переводе М. Вронченко — 1844) и как «вечная женственность» (впервые в пере- воде Н. Холодковского— 1878).
Образ «взбаламученное море», которое автор относит к прони- занной революционными настроениями действительности, был усво- ен консервативный публицистикой. Прогрессивная печать употребляла его ироничес- ки.
А. С. Грибоедов этой фразой осмеивает распространенные в первой половине XIX в. однотипные и неопределенные заглавия статей и книг вроде: С. П. Ш е в ы р е в, Взгляд русского на образование Европы («Москвитянин», 1841, № 1); «Нечто о новых географических открытиях Россиян» (1823) и т. п.:
В журналах можешь ты, однако, отыскать
Его отрывок — Взгляд и Нечто.
Об чем бишь Нечто? — Обо всем.
(«Горе от ума», 4, 4)
Выражение иронически-шутливо характеризует расплывчатые рассуждения о чем-либо без основательного знакомства с обсуждаемым предметом.
...Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе.
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Но в источниках жизнеописания Александра Невского («Псковская вторая ле- топись» и «Софийская первая летопись») этих слов нет. Основанные на евангель- ском тексте, слова эти тем не менее лишены религиозной окраски. Концовка обра- щения к иноземцам исполнена патриотической гордости.
Виновных нет! Никто не виноват!
Я оправдаю всех: да, друг, я властен
Всем рты зажать, кто станет обвинять!