• dzen
Все потеряно, кроме чести.
     Выражение принадлежит французскому королю Франциску 1 (1494—1547). Разбитый войсками Карла V и взятый в плен при Павии в 1525 г., он, как сообщает Симонд де Сисмондн в «Hisloire des Francais» (1821-1844, v. 16, p. 241—242), послал своей матери письмо, заключавшее в себе только одну фразу: «Все потеряно, кроме чести». В действительности же письмо это, найденное позднее и опубликованное французским историком Жаком-Антуаном Дюлором в 1837 г. во 2-м издании его «Hisioire politique, civile el morale de Paris», v. Ill, p. 209, довольно длинно, и говорится в нем не только о чести, но и о жизни.
Читать далее
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
       Цитата из стихотворении С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» (1922).
Читать далее
Все пустяки в сравнении с вечностью.
     Парадокс, повторяемый художником Череваниным в повести Н. Г. Помяловского «Молотов» (1861). Выражение это восходит к латинскому «sub specie aeternitatis» («с точки зрения вечности» или «в сравнении с вечностью») и в разговорной речи употребляется как формула утешения в значении: не стоит огорчаться, то ли еще бывает.
Читать далее
Все свое ношу с собою (при себе).
     Выражение это возникло из древнегреческого предания. Когда персидский царь Кир занял город Приену в Ионии, жители поки­нули его, унося с собой самое ценное из своего имущества. Лишь Биант, один из «семи мудрецов», уроженец Приены, ушел с пустыми руками. В ответ на недоуменные вопросы своих сограждан он от­ветил, имея в виду духовные ценности: «Все свое ношу с собою». Выражение это часто употребляется в латинской формулировке, принадлежащей Цицерону («Парадоксы стоиков», 1, 1): Omnia mеa mecum porto
Читать далее
Все смешалось в доме Облонских.
     Цитата из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (ч. 1, в на­чале 1-й гл/, 1875): «Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме... Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому как потерянные; англичан­ка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчета». Цитата употребляется как образное определение путаницы, неразберихи.
Читать далее
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
     Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастли- вая семья несчастлива по-своему.
     Первая фраза романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (1875).

Читать далее
Все течет. Все изменяется (движется).
    Выражение это, определяющее постоянную изменчивость всех вещей, излагает сущность учения одного из ранних основоположни­ков диалектики, греческого философа-материалиста Гераклита из Эфеса (ок. 530 — 470 гг. до н. Э.). В своем большом философском труде, от которого сохранились лишь незначительные отрывки, Гераклит доказывал совершенно новую для той эпохи мысль, что все в природе движется, меняется, все находится в процессе возник­новения и исчезновения. Выражения: «все течет», «все меняется» п сохранившихся отрывках из Гераклита отсутствуют. Известны они в передаче Аристотеля и Платона. Аристотель («О небе»), касаясь учений своих предшественников-философов, пишет: «Иные допускают, что все возникает и течет... Как кажется, этому, в числе многих других, учит Гераклит из Эфеса». Платон («Кратил») сообщает: «Гераклит говорит, что все движется и ничего не стоит, и, уподобляя сущее течению реки, прибавляет, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно».
Читать далее
Все флаги в гости будут к нам.
     Цитата из вступления к поэме «Медный всадник» (1834) А. С. Пушкина:
                          Природой здесь нам суждено
                          В Европу прорубить окно, 
                          Ногою твердой стать при море.
                          Сюда по новым им волнам
                          Все флаги в гости будут к нам,
                          И запируем на просторе.

Читать далее
Все хорошо, прекрасная маркиза.
     Цитата из стихотворения (1936) А. И. Везыменского «Все хорошо» (народная французская песня). Маркиза, пятнадцать дней находившаяся в отъезде, звонит в свое поместье по телефону и спрашивает одного из слуг: «Ну, как идут у вас дела?» Тот отвечает:

   Все хорошо, прекрасная маркиза.

                            Дела идут, и жизнь легка.

                            Ни одного печального сюрприза.

                            За исключеньем пустяка!

                            Так... ерунда-пустое дело...

                            Кобыла ваша околела!

                            Но в остальном,

                            прекрасная маркиза,

                            Все хорошо, все хорошо.

     Кучер на вопрос маркизы: «Как эта смерть произошла?» — отвечает:

                            С кобылой что?

                            Пустое дело!

                            Она с конюшнею сгорела!

                            Но в остальном,

                            прекрасная маркиза,

                            Все хорошо, все хорошо.

      Далее маркиза узнает, что ее муж застрелился; падая мерт­вым, он уронил две свечи на ковер, который загорелся,— И по­жар уничтожил весь дом.

                            Но в остальном,

                            прекрасная маркиза.

                            Все хорошо, все хорошо.
Читать далее
Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно.
     Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «А. О. Смирновой»  (1840):

Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу...
Что ж делать?..
Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано...
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
Читать далее
Все это уж было когда-то, Но только не помню когда.

     Последние строки из стихотворения А. К. Толстого (1817—1875) «По гребле неровной и тряской...» (1854).

Читать далее
Всевидящее око.
     Выражение это заимствовано из христианской символики, в ко­торой «промысл божий», провиденье, изображается в виде ока (глаза) в лучах, заключенного в треугольник. В образной речи оно употребляется в этом символическом смысле, а также применяется к людям, обо всем осведомленным, от которых ничего нельзя утаить.
Читать далее
Всем смертям назло.
    Строка из широко известного стихотворения К. М. Симонова (1915—1979) «Жди меня» (1941):
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло,
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет — повезло.

     Выражение стало крылатым. В 1967 г. появилась автобиографическая повесть «Всем смертям назло» В. Титова (р. 1934), горного мастера, предотвратившего катастрофу в шахте, но потерявшего при этом обе руки. Книга была переведена на многие языки, а в 1968 г. появилась ее инсценировка В. Титова и К. Миленко.
Читать далее
Всемогущий доллар.
     Выражение из очерка «Креольская деревня» (1837) американ­ского писателя Вашингтона Ирвинга (1783—1859), которому пред­шествовало встречающееся у Бен Джонсона (1573—1637) «всемогу­щее золото» (в «Послании гр. Елизавете Рутленд»),
Читать далее
Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
     Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Цитата  из Библии (Екклезиаст, 3, 1).
Читать далее
Всерьез и надолго.
      Выражение В. И. Ленина из доклада на IX Всероссийском Сьезде Советов 23 декабря 1921 г. «О внутренней и внешней политике республики». Говоря о новой экономической политике, В. И. Ленин сказал: «...эту политику мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, как правильно уже замечено, не навсегда» (Полное собрание сочи­нений, т. 44, с. 311).
Читать далее
Всосать с молоком матери.
     Впервые встречается у римского оратора, философа и писателя Цицерона (106—43 гг. до н. э.) в «Тускуланских беседах», где сказано: «всосал с молоком кормилицы». Позже у Августина (354— 430 гг.) в 3-й книге «Исповеди» (ок. 400., перевод 1914) уже встречается формулировка «я всосал с молоком матери».
    Это выражение символизирует приобретение каких-нибудь качеств с раннего детства.

Читать далее
Вставай, проклятьем заклейменный Весь мир голодных и рабов!
     Начальные слова «Интернационала» — международного проле- тарского гимна, слова Эжена Потье, русский перевод А. Я. Коца (1902).
Читать далее
Вставать на смертный бой...
      В 1938 г. вышел на экраны страны кинофильм «Александр Невский» в постановке С. Эйзенштейна. Для этого фильма поэт В. А. Луговской (1901 —1957) написал песню (музыка С. Прокофьева). Там есть такие слова:
Вставайте, люди русские,
На смертный бой, на грозный бой,
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную.
      Эта песня была передана по радио в день нападения Германии на Советский Союз, 22 июня 1941 г.; а 24 июня 1941 г. в «Известиях» было опубликовано стихотворение В. И. Лебедева-Кумача (1898 1949) «Священная война», которое начиналось так:
                          Вставай, страна огромная,                                                                                       Вставай на смертный бой                                                                                         С фашистской силой темною,                                                                                   С проклятою ордой.
     В тот же день композитор А. В. Александров написал к ней музыку. (См. Священ- ная   война  —  С, 6 ).

Читать далее
Всюду жизнь.
     Название картины (1888) художника-передвижника Н. А. Яро-шенко (1846—1898), находящейся в Третьяковской галерее.
Она изображает группу каторжан — мужчин, женщину с ребенком на руках, старика, глядящих сквозь решетку окошка арестантского вагона на разгуливающих по перрону голубей.
     Выражение употребляют в случаях, когда хотят подчеркнуть, что при любых обстоятельствах люди могут радоваться жизни, проявлять к ней интерес.

Читать далее
У Петровича
dzen