В боренье с трудностью силач необычайный.
Цитата из стихотворения . А. Вяземского (1821) «К В. А. Жуковскому». Подражание сатире Буало:
О ты, который нам явить с успехом мог
И своенравный ум и беспорочный слог,
В боренье с трудностью силач необычайный.
Читать далее
Цитата из стихотворения . А. Вяземского (1821) «К В. А. Жуковскому». Подражание сатире Буало:О ты, который нам явить с успехом мог
И своенравный ум и беспорочный слог,
В боренье с трудностью силач необычайный.
В детстве мамка ушибла.
Судья Ляпкин-Тяпкин рассказывает о заседателе: «Он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою» (Н. В. Гоголь, «Ревизор» (1836), д. 1, явл. 1).
Выражение употребляется шуточно в значении: «что с него спросишь?»
Читать далее
Судья Ляпкин-Тяпкин рассказывает о заседателе: «Он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою» (Н. В. Гоголь, «Ревизор» (1836), д. 1, явл. 1).Выражение употребляется шуточно в значении: «что с него спросишь?»
В доме повешенного не говорят о веревке.
Так у Сервантеса говорит Санчо Пансо (см. «Дон-Кихот») (1, 25). Выражение это вспоминают, если совершается бестактность по отношению к кому-либо из присутствующих.
Читать далее
Так у Сервантеса говорит Санчо Пансо (см. «Дон-Кихот») (1, 25). Выражение это вспоминают, если совершается бестактность по отношению к кому-либо из присутствующих.
В жизни всегда есть место подвигам.
М. Горький, «Старуха Изергиль» (1896), слова старой цыганки, рассказывающей о подвиге Данко.
Читать далее
М. Горький, «Старуха Изергиль» (1896), слова старой цыганки, рассказывающей о подвиге Данко.
В здравом уме и твердой памяти.
Выражение означает пребывание в психически нормальном состоянии, то есть дееспособность.
Статья 1016 Свода законов гражданских Российской империи гласила: «Все духовные завещания, как крепостные, так и домашние, должны быть составлены в здравом уме и твердой памяти». Таким образом эта словесная формула была обязательной частью так называемого духовного завещания.
В настоящее время выражение употребляется не только в прямом смысле, но и в ироническом, когда хотят подчеркнуть нелепость какого-либо поступка, совершенного нормальным человеком.
Читать далее
Выражение означает пребывание в психически нормальном состоянии, то есть дееспособность.Статья 1016 Свода законов гражданских Российской империи гласила: «Все духовные завещания, как крепостные, так и домашние, должны быть составлены в здравом уме и твердой памяти». Таким образом эта словесная формула была обязательной частью так называемого духовного завещания.
В настоящее время выражение употребляется не только в прямом смысле, но и в ироническом, когда хотят подчеркнуть нелепость какого-либо поступка, совершенного нормальным человеком.
В искусстве все чуть-чуть.
Лев Толстой в статье «Что такое искусство?» (1898) приводит рассказ о живописце К. П. Брюллове (1799—1852): «Поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой мертвый этюд вдруг ожил. «Вот чуть-чуть тронули, и все изменилось»,— сказал один из учеников. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть»,— сказал Брюллов, выразив этими словами самую характерную черту искусства».
После опубликования статьи Толстого выражение «в искусстве все чуть-чуть» обрело крылатость (см.: Вл. Ковалев, «Толстовское чуть-чуть», «Русская речь», 1971, № 2, с. 38).
Читать далее
Лев Толстой в статье «Что такое искусство?» (1898) приводит рассказ о живописце К. П. Брюллове (1799—1852): «Поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой мертвый этюд вдруг ожил. «Вот чуть-чуть тронули, и все изменилось»,— сказал один из учеников. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть»,— сказал Брюллов, выразив этими словами самую характерную черту искусства».После опубликования статьи Толстого выражение «в искусстве все чуть-чуть» обрело крылатость (см.: Вл. Ковалев, «Толстовское чуть-чуть», «Русская речь», 1971, № 2, с. 38).
В карете прошлого никуда не уедешь.
Цитата из пьесы М. Горького «На дне» (1902), д. 4, слова Сатина. Вместо «никуда» часто цитируется «далеко».
Читать далее
Цитата из пьесы М. Горького «На дне» (1902), д. 4, слова Сатина. Вместо «никуда» часто цитируется «далеко».
В лесу родилась елочка.
Стихотворение Р. А. Кудашевой (1878—?), напечатанное в журнале «Малютка» (1903) под инициалами «А. Э» и положенное на музыку композитором Л. К. Бекманом (1871—1933; сб. «Верочкины песни», 1906). (См.: В. Еремин, В лесу родилась елочка, «В мире книг», 1964, № 6, с. 31.)
Читать далее
Стихотворение Р. А. Кудашевой (1878—?), напечатанное в журнале «Малютка» (1903) под инициалами «А. Э» и положенное на музыку композитором Л. К. Бекманом (1871—1933; сб. «Верочкины песни», 1906). (См.: В. Еремин, В лесу родилась елочка, «В мире книг», 1964, № 6, с. 31.)
В местечке Париже.
Ряд солдатских песен, созданных в эпоху Отечественной войны 1812 г. заграничных походов русской армии, посвящен взятию в 1814 г. русскими войсками Парижа. Основная тема этих песен:
Как у нас ли во России
Есть получше Парижа:
Есть получше, пославнее —
Распрекрасна жизнь Москва.
Среди многих вариантов этой темы записаны: . «Уж ты, Париж, ты Париж, Париж славный городок»; 2. «Пареж мой, Парёжек. пареж»; 3. «Есть покраше Парижка — белокаменна Москва»; 4. «Ты губерния Париж» и т. п. (Песни, собранные П. В. Киреевским под Редакцией и с дополнениями П. Бессонова, т. 3, вып. 10, М. 1874).
Очевидно, к зтому циклу принадлежит и песня, в которой встречается выражение «В местечке Париже», имевшее широкое и длительное хождение, как шуточное наименование столицы Франции.
Читать далее
Ряд солдатских песен, созданных в эпоху Отечественной войны 1812 г. заграничных походов русской армии, посвящен взятию в 1814 г. русскими войсками Парижа. Основная тема этих песен:Как у нас ли во России
Есть получше Парижа:
Есть получше, пославнее —
Распрекрасна жизнь Москва.
Среди многих вариантов этой темы записаны: . «Уж ты, Париж, ты Париж, Париж славный городок»; 2. «Пареж мой, Парёжек. пареж»; 3. «Есть покраше Парижка — белокаменна Москва»; 4. «Ты губерния Париж» и т. п. (Песни, собранные П. В. Киреевским под Редакцией и с дополнениями П. Бессонова, т. 3, вып. 10, М. 1874).
Очевидно, к зтому циклу принадлежит и песня, в которой встречается выражение «В местечке Париже», имевшее широкое и длительное хождение, как шуточное наименование столицы Франции.
В минуту жизни трудную...
Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1839)!
Читать далее
Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1839)!
В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод — названье ему.
Читать далее
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод — названье ему.
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.
Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума* (1824), д. 3 явл. 3, слова Молчалина.
Читать далее
Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума* (1824), д. 3 явл. 3, слова Молчалина.
В Москву, в Москву, в Москву!
В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» (1901) эту фразу с тоской повторяют сестры, задыхающиеся в тине провинциальной жизни но не имеющие воли из нее выбраться. Фраза эта употребляетется как характеристика бесплодных мечтаний.
Читать далее
В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» (1901) эту фразу с тоской повторяют сестры, задыхающиеся в тине провинциальной жизни но не имеющие воли из нее выбраться. Фраза эта употребляетется как характеристика бесплодных мечтаний.
В надежде славы и добра.
Цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Стансы» (1828)
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни...
Первый стих этой строфы был взят М. Е, Салтыковым-Щедриным для иронической характеристики российских либералов, питавшихся надеждами на «реформы».
Читать далее
Цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Стансы» (1828)В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни...
Первый стих этой строфы был взят М. Е, Салтыковым-Щедриным для иронической характеристики российских либералов, питавшихся надеждами на «реформы».
В некотором царстве, не в нашем государстве.
Традиционный зачин многих русских народных сказок. Употребляется в значении: где-то, неведомо где.
Читать далее
Традиционный зачин многих русских народных сказок. Употребляется в значении: где-то, неведомо где.
В новизнах твоих старина нам слышится.
Выражение из «всеподданнейшего» письма, посланного в 1863 г Александру II старообрядцами Преображенского богадельного дома Выражая свои верноподданнические чувства, старообрядцы писали: «В новизнах твоего царствования нам старина наша слышится» (Прибавление к № 82 «Моск. ведомостей» 1863 г.; С. С. Татищев, Имп. Александр II, т. 1. СПб. 1911, с. 429). В «Общем вече», прибавлении к «Колоколу», изд. в Лондоне, в № 1 от 1 июня 1863 г. было напечатано «Письмо из Москвы», в котором, между прочим, сообщалось что текст письма для старообрядцев написал М. Н. Катков (А. И. Герцен, Собр. соч., т. 17, М. 1959, с. 154, 418). Выражение это, цитируемое в слегка измененной редакции, употребляется иронически, как характеристика чего-либо старого, давно известного, но выдаваемого за новое.
Читать далее
Выражение из «всеподданнейшего» письма, посланного в 1863 г Александру II старообрядцами Преображенского богадельного дома Выражая свои верноподданнические чувства, старообрядцы писали: «В новизнах твоего царствования нам старина наша слышится» (Прибавление к № 82 «Моск. ведомостей» 1863 г.; С. С. Татищев, Имп. Александр II, т. 1. СПб. 1911, с. 429). В «Общем вече», прибавлении к «Колоколу», изд. в Лондоне, в № 1 от 1 июня 1863 г. было напечатано «Письмо из Москвы», в котором, между прочим, сообщалось что текст письма для старообрядцев написал М. Н. Катков (А. И. Герцен, Собр. соч., т. 17, М. 1959, с. 154, 418). Выражение это, цитируемое в слегка измененной редакции, употребляется иронически, как характеристика чего-либо старого, давно известного, но выдаваемого за новое.
В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань.
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.
Цитата из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (1829).
Читать далее
В одну телегу впрячь не можноКоня и трепетную лань.
Цитата из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (1829).
В поте лица.
Выражение употребляется в значении: усердно трудиться, тяжким трудом добывать хлеб. Возникло из библейского мифа: изгоняя Адама из рая, бог сказал ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие. 3, 19).
Читать далее
Выражение употребляется в значении: усердно трудиться, тяжким трудом добывать хлеб. Возникло из библейского мифа: изгоняя Адама из рая, бог сказал ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие. 3, 19).
В рассуждении чего бы покушать.
Цитата из рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга» (1884): «Проезжая через станцию и будучи голоден, в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи».
Читать далее
Цитата из рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга» (1884): «Проезжая через станцию и будучи голоден, в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи».
В России две напасти: Внизу — власть тьмы, А наверху — тьма власти.
Выражение это, характеризующее царскую Россию в период торжества реакции при Александре III, принадлежит В. А. Гиляровскому (1853 — 1935). Н. Д. Телешов вспоминает: «Гиляй (литературный псевдоним В. А. Гиляровского; так же его обычно называли друзья) щедро расточал направо и налево экспромты по всякому поводу, иногда очень ловко и остроумно укладывая в два или четыре стиха ответ на целые тирады, только что услышанные. Когда только что появилась толстовская пьеса «Власть тьмы», Гиляй сострил:
В России две напасти:
Внизу — власть тьмы,
А наверху — тьма власти»
(Н. Телешов, Записки писателя, М. 1953, с. 221). «Власть тьмы» Опубликована в 1886 г. и тогда же запрещена цензурой к постановке На сцене. Этим годом, отмеченным чрезвычайным успехом драмы в прогрессивных кругах русского общества, и должен быть датирован экспромт Гиляровского.
Читать далее
Выражение это, характеризующее царскую Россию в период торжества реакции при Александре III, принадлежит В. А. Гиляровскому (1853 — 1935). Н. Д. Телешов вспоминает: «Гиляй (литературный псевдоним В. А. Гиляровского; так же его обычно называли друзья) щедро расточал направо и налево экспромты по всякому поводу, иногда очень ловко и остроумно укладывая в два или четыре стиха ответ на целые тирады, только что услышанные. Когда только что появилась толстовская пьеса «Власть тьмы», Гиляй сострил:В России две напасти:
Внизу — власть тьмы,
А наверху — тьма власти»
(Н. Телешов, Записки писателя, М. 1953, с. 221). «Власть тьмы» Опубликована в 1886 г. и тогда же запрещена цензурой к постановке На сцене. Этим годом, отмеченным чрезвычайным успехом драмы в прогрессивных кругах русского общества, и должен быть датирован экспромт Гиляровского.




























