• Viber, WhatsApp: +37377884366
  • +37360082688
  • Skype: andy601s
В боренье с трудностью силач необычайный.
     Цитата из стихотворения . А. Вяземского (1821) «К В. А. Жуковскому». Подражание сатире Буало:
                       О ты, который нам явить с успехом мог 
                       И своенравный ум и беспорочный слог,
                       В боренье с трудностью силач необычайный.
Читать далее
В детстве мамка ушибла.
 Судья Ляпкин-Тяпкин рассказывает о заседателе: «Он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою» (Н. В. Гоголь, «Ревизор» (1836), д. 1, явл. 1).
Выражение употребляется шуточно в значении: «что с него спросишь?»

Читать далее
В доме повешенного не говорят о веревке.
     Так у Сервантеса говорит Санчо Пансо (см. «Дон-Кихот») (1, 25). Выражение это вспоминают, если совершается бестактность по отношению к кому-либо из присутствующих.

Читать далее
В жизни всегда есть место подвигам.
     М. Горький, «Старуха Изергиль» (1896), слова старой цыганки, рассказывающей о подвиге Данко.

Читать далее
В здравом уме и твердой памяти.
    Выражение означает пребывание в психически нормальном состоянии, то есть дееспособность.
     Статья 1016 Свода законов гражданских Российской империи гласила: «Все духовные завещания, как крепостные, так и домашние, должны быть составлены в здравом уме и твердой памяти». Таким образом эта словесная формула была обязательной частью так называемого духовного завещания.
      В настоящее время выражение употребляется не только в прямом смысле, но и в ироническом, когда хотят подчеркнуть нелепость какого-либо поступка, совершенного нормальным человеком.

Читать далее
В искусстве все чуть-чуть.
     Лев Толстой в статье «Что такое искусство?» (1898) приводит рассказ о живописце К. П. Брюллове (1799—1852): «Поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой мертвый этюд вдруг ожил. «Вот чуть-чуть тронули, и все изменилось»,— сказал один из учеников. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть»,— сказал Брюллов, выразив этими словами самую характерную черту искусства».
     После опубликования статьи Толстого выражение «в искусстве все чуть-чуть» обрело крылатость (см.: Вл. Ковалев, «Толстовское чуть-чуть», «Русская речь», 1971, № 2, с. 38).

Читать далее
В карете прошлого никуда не уедешь.
     Цитата из пьесы М. Горького «На дне» (1902), д. 4, слова Сатина. Вместо «никуда» часто цитируется «далеко».
Читать далее
В лесу родилась елочка.
     Стихотворение Р. А. Кудашевой (1878—?), напечатанное в журнале «Малютка» (1903) под инициалами «А. Э» и положенное на музыку композитором Л. К. Бекманом (1871—1933; сб. «Верочкины песни», 1906). (См.: В. Еремин, В лесу родилась елочка, «В мире книг», 1964, № 6, с. 31.)

Читать далее
В местечке Париже.
     Ряд солдатских песен, созданных в эпоху Отечественной войны 1812 г. заграничных походов русской армии, посвящен взятию в 1814 г. русскими войсками Парижа. Основная тема этих песен:

Как у нас ли во России
Есть получше Парижа:
Есть получше, пославнее —
Распрекрасна жизнь Москва.

     Среди многих вариантов этой темы записаны: . «Уж ты, Париж, ты Париж, Париж славный городок»; 2. «Пареж мой, Парёжек. пареж»; 3. «Есть покраше Парижка — белокаменна Москва»; 4. «Ты губерния Париж» и т. п. (Песни, собранные П. В. Киреевским под Редакцией и с дополнениями П. Бессонова, т. 3, вып. 10, М. 1874).

     Очевидно, к зтому циклу принадлежит и песня, в которой встречается выражение «В местечке Париже», имевшее широкое и длительное хождение, как шуточное наименование столицы Франции.
Читать далее
В минуту жизни трудную...
    Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1839)!
Читать далее
В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод — названье ему.

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод — названье ему.

Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» (1865).

Читать далее
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.
     Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума* (1824), д. 3 явл. 3, слова Молчалина.
Читать далее
В Москву, в Москву, в Москву!
     В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» (1901) эту фразу с тоской повторяют сестры, задыхающиеся в тине провинциальной жизни но не имеющие воли из нее выбраться. Фраза эта употребляетется как характеристика бесплодных мечтаний.
Читать далее
В надежде славы и добра.
     Цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Стансы» (1828)

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни...

     Первый стих этой строфы был взят М. Е, Салтыковым-Щедриным для иронической характеристики российских либералов, питавшихся надеждами на «реформы».
Читать далее
В некотором царстве, не в нашем государстве.
     Традиционный зачин многих русских народных сказок. Употребляется в значении: где-то, неведомо где.
Читать далее
В новизнах твоих старина нам слышится.
     Выражение из «всеподданнейшего» письма, посланного в 1863 г Александру II старообрядцами Преображенского богадельного дома Выражая свои верноподданнические чувства, старообрядцы писали: «В новизнах твоего царствования нам старина наша слышится» (Прибавление к № 82 «Моск. ведомостей» 1863 г.; С. С. Татищев, Имп. Александр II, т. 1. СПб. 1911, с. 429). В «Общем вече», прибавлении к «Колоколу», изд. в Лондоне, в № 1 от 1 июня 1863 г. было напечатано «Письмо из Москвы», в котором, между прочим, сообщалось что текст письма для старообрядцев написал М. Н. Катков (А. И. Герцен, Собр. соч., т. 17, М. 1959, с. 154, 418). Выражение это, цитируемое в слегка измененной редакции, употребляется ирони­чески, как характеристика чего-либо старого, давно известного, но выдаваемого за новое.
Читать далее
В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань.
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.

Цитата из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (1829).
Читать далее
В поте лица.
     Выражение употребляется в значении: усердно трудиться, тяжким трудом добывать хлеб. Возникло из библейского мифа: изгоняя Адама из рая, бог сказал ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие. 3, 19).
Читать далее
В рассуждении чего бы покушать.
    Цитата из рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга» (1884): «Проезжая через станцию и будучи голоден, в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи».

Читать далее
В России две напасти: Внизу — власть тьмы, А наверху — тьма власти.
     Выражение это, характеризующее царскую Россию в период торжества реакции при Александре III, принадлежит В. А. Гиля­ровскому (1853 — 1935). Н. Д. Телешов вспоминает: «Гиляй (лите­ратурный псевдоним В. А. Гиляровского; так же его обычно на­зывали друзья) щедро расточал направо и налево экспромты по всякому поводу, иногда очень ловко и остроумно укладывая в два или четыре стиха ответ на целые тирады, только что услышанные. Когда только что появилась толстовская пьеса «Власть тьмы», Гиляй сострил:

                                     В России две напасти:
                                     Внизу — власть тьмы,
                                     А наверху — тьма власти»

     (Н. Телешов, Записки писателя, М. 1953, с. 221). «Власть тьмы» Опубликована в 1886 г. и тогда же запрещена цензурой к постановке На сцене. Этим годом, отмеченным чрезвычайным успехом драмы в прогрессивных кругах русского общества, и должен быть датирован экспромт Гиляровского.
Читать далее
У Петровича