ВАЙЮ (авест.), в иранской мифологии божество ветра. Представление о В.
восходит к эпохе индо-иранской общности (ср. др.-инд. Вою). В «Младшей
Авесте» В. посвящен гимн («Яшт» XV). Многократно упоминается в других
разделах «Авесты» и, возможно, однажды в «Гатах» (53, 6), где В.
изображён отрицательным персонажем. Это может быть следствием
изначальной амбивалентности В.: он имел две ипостаси — добрую и дурную.
В. оказывает помощь иранским богатырям и отказывает в ней Ажи-Дахаке.
В. — грозное божество, посредник между небом и землёй, добром и
злом. У многих иранских племён он был покровителем военного сословия;
«Авеста» рисует его могучим воином. В. реет высоко в небесах и состоит в
особой связи с течением времени («Видевдат» 19, 13). Он выше всех
сотворенных существ («Ясна» 25, 5). По «Ясне Семи глав» (42, 3), его
создал сам Мазда (Ахурамазда), хотя представления о В. несравненно
древнее мифов о зороастрийском верховном божестве.
С другой стороны, выдвигались гипотезы о моделировании дуалистически
противопоставленных зороастрийских персонажей, напр. Спента-Майнью и"
Ангро-Майнью — «святого духа» и «злого духа» — по образцу В. В
пехлевийской литературе упоминается добрый В. и злой В. Архаичная
традиция противопоставления злого, северного ветра утреннему, весеннему
сохраняется в иранской классической поэзии (на фарси).
Лит.: Wikander S., Vayu, Uppsala — Lpz., 1941. Л. А. Лелеков.