КУБАБА

В иероглифических лувийских надписях начала 1-го тыс. до н. э. из Северной Сирии и южной Малой Азии К. — в числе главных лувийских божеств и ее изображения упоминаются чрезвычайно часто; в надписи 9 в. до н. э. из Кархемиша сообщается, что правитель Катувас возродил в этом городе культ К. Кубаба упоминается и в ассирийских текстах рубежа 1 — 2-го тыс. до н. э. Изображения К. и позднейшей Кибелы, сидящей на троне между двух львов, продолжают традиции древнемало-азийского культа богини плодородия, восходящие к культуре Чатал-Хююка 6-го тыс. до н. э.
Лит.: Струве В. В., Иштарь-Исольда в древневосточной мифологии, в сб.: Тристан и Исольда, Л., 1932; Albright W. F., The Anatolian Goddess Kubaba, «Archiv fur Orientforschung», 1928—29; Bd 5; его же, From the stone age to Christianity. Monotheism and the historical process, Bait., 1940; p. 325; его же. History, archaeology and Christian humanism, N. Y., 1964; p. 148; Laroche E., Koubaba, deesse anatolienne et le probleme des origines de Cybele, в сб.: Elements orientaux dans la religion grecque ancienne. P., 1960; Gurney O. R., Some aspects of Hittite religion, L., 1977 (The Schweich lectures), Oxf., 1977; Meriggi P., Manuale di eteo geroglifico, pt 2—Testi, seria 2—3, Roma, 1975 (Incunabula graeca, v. 15); Benveniste E., La legende de Kombabos, в сб.: Melanges syriens offerts a R. Dussaud, v. 1, P., 1939. В. В. Иванов.