КИДЖА
КИДЖА (корейское чтение китайского имени Цзи-цзы или Ци-цзы), в корейской мифологии культурный герой, легендарный основатель государства Чосон (т. н. Киджа Чосон) после более тысячелетнего правления Тангуна. Династия К. будто бы господствовала на северо-востоке Китая и севере Кореи 929 лет. К. — выходец из Китая. Его собственным именем было Сюй-юй, а Цзи-цзы происходит от названия владения Цзи (недалеко от современного Тайюаня, провинция Шаньси) и ранга знатности «цзы». В «Ши цзи» («Исторические записки», 1 в. до н. э.) Сыма Цяня встречается также его имя с заменой первого знака на иероглиф «кай» (кор. «кэ»), «открывать», по-видимому, из-за табу на иероглиф «цзи» в имени. Отсюда некоторые корейские историки связывали К. с культом солнца, фонетически возводя его имя к Хэджи («сын солнца»). Согласно легендам, записанным в китайских источниках начала н. э., К. был дядей последнего правителя династии Инь — Чжоу-синя (по традиционной хронологии 1154 —1122 до н. э.). Попав к нему в немилость, К. был посажен в тюрьму. После разгрома иньцев чжоускими войсками, которыми руководил У-ван, он был освобождён из заточения, но отказался служить победителю. Со своими приближёнными К. ушёл на восток в земли Чосон, где будто бы в 1121 до н. э. и основал государство, которое было признано домом Чжоу. Китайские источники («Хоу Хань шу» — «История Поздней Хань» Фань Б, 5 в., и др.) приписывают К. «культурную миссию»: якобы он «научил народ [Чосон] обрядам и справедливости, земледелию и шелководству, установил восемь запретов, после чего не запирали дверей в домах и не было краж...». Прослышав о мудрости К., чжоуский У-ван стал расспрашивать его об управлении государством и народом, и тот поведал ему «Великий закон» (Хун фань) в 8 разделах, которым устанавливались этические нормы и правила отношений между людьми (приводится в «Шан шу» — «Книге истории», 3 в. до н. э.). Многие современные корейские историки считают версию о приходе К. в Чосон несостоятельной: образ добродетельного и «просвещённого» правителя был канонизирован китайской и корейской конфуцианской историографией с целью обоснования прав ханьских переселенцев на захваченные ими земли в местах проживания древнекорейских племён. Культ К. (поклонение «духу» К.) был распространён в 1 в. до н. э. только в районах проживания потомков китайских переселенцев, первоначально в четырёх ханьских округах на территории бывшего Древнего Чосона, позже и в государстве Когурё. В период Коре (10— 14 вв.), когда активизировался процесс освоения конфуцианских принципов государственного устройства, он вновь был воскрешён: в 1102 была сооружена гробница К. в Пхеньяне.
Лит.: Сыма Цянь, Исторические записки, пер. с кит., т. 1, М., 1972, с. 177—78, 318—19; «Шу цзин», в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972, с. 104—11, 309; Джарылгасино-в а Р. Ш., Корейские мифы о культурных героях, сб.: Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии, М., 1970, с. 69—70; Ли Д ж и-р и н, Коджосон ёнгу (Исследование о Древнем Чосоне), Пхеньян, 1963, с. 124—36.
Л. Р. Концевич.
Лит.: Сыма Цянь, Исторические записки, пер. с кит., т. 1, М., 1972, с. 177—78, 318—19; «Шу цзин», в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972, с. 104—11, 309; Джарылгасино-в а Р. Ш., Корейские мифы о культурных героях, сб.: Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии, М., 1970, с. 69—70; Ли Д ж и-р и н, Коджосон ёнгу (Исследование о Древнем Чосоне), Пхеньян, 1963, с. 124—36.
Л. Р. Концевич.