ИЧА, Й т ь т е, в самодийской мифологии (у селькупов) герой. Именуется
также Ичкачка, Ича-кэчика («Ича-племяшек»). И.— персонаж, возникший в
эпоху прасамодийской общности. В цикле мифов, записанных К. Доннером,
И. выступает как культурный герой. Его атрибуты — лук со стрелами и
лыжи. Иногда указывается, что эти предметы И. дала воспитавшая его
старуха-бабушка, с которой он живёт в одном чуме. Основной сюжет цикла —
борьба И. с великаном-людоедом Пюнегусе, убившим и съевшим его
родителей. Хотя Пюнегусе значительно сильнее И., И. благодаря своей
хитрости в конце концов побеждает и сжигает великана (из его пепла
возникают комары). И. уничтожает слепого шамана, проглотившего его
вместе с чумом и бабушкой (И. ножом прорезал отверстие в животе шамана и
спасся), избавляет от похитителей трёх дочерей лесного духа и женится
на них; одна из жён рождает «медведя-идола» (предка селькупов из рода
медведя с реки Кеть). Завершив свои подвиги, И. оставляет землю
селькупов во владение семизубому демону и «отцу всех русских Кэристосу»
и удаляется на отдых.
В космогонических мифах И. — олицетворяющий доброе начало божественный покровитель селькупов (в этом качестве он включается в
высший уровень пантеона), небесный всадник (от его коня рождены
шаманские духи-помощники — саблерогие олени), громовержец, поражающий
стрелами-молниями злых духов, слуг бога зла Кызы (в частности,
считалось, что гроза есть поединок И. и слуг Кызы). И. часто
отождествлялся с сыном Нума Нун ия. В ряде мифов И. — сын старика
Лиманча, который вместе с семьёй переселился на небо из-за преследований
Кызы. Согласно одному из мифов, И. и Кызы (его двоюродный брат) в пылу
сражения, начинавшегося на земле (где первоначально жил И.), поднимаются
всё выше и попадают на седьмой ярус неба. Там их кольчуги слипаются от
жары и противники делаются неподвижными (борцов освобождает
старуха-покровительница). Борьба И. и Кызы продолжается и поныне, но ни
один из них не может победить другого, потому-то добро и зло до сих пор
существуют в мире.
В фольклоре И. — плут-трикстер, причём не всегда удачливый. Его хитрости
направлены против злых духов и демонов, различных врагов селькупов
(напр., русских купцов и воевод), а иногда и против собственной родни. В
некоторых случаях И. вводится в волшебные сказки русского происхождения
на место ге-роя-трикстера (Иванушки-дурачка,
младшего брата) или последний наделяется атрибутами И. (чум, бабушка,
лук со стрелами, лыжи). У нганасанов И. соответствует Дяйку, у энцев —
Ди"а, у ненцев — Йомбо. Ср. также Дебегей у юкагиров, Альбэ у кетов,
Одёлоко (Оёлоко) у долган, Ивуль у эвенков.
Лит.: Доннер К., Самоедский эпос, в сб.: Труды Томского общества изучения Сибири, т. 3, ч. 1, Томск, 1915.
Е. А. Хелимский.
|