• Viber, WhatsApp: +37377884366
  • +37360082688
  • Skype: andy601s
ЕДИНОРОГ
    ЕДИНОРОГ, мифическое животное (в ранних традициях с телом быка, в более поздних — с телом лошади, иногда козла), именуемое по наиболее характерному признаку — наличию одного длинного прямого рога на лбу. Самые   ранние   изображения   Е.   (как однорогого быка) встречаются мятниках культуры 3-го тыс hi в частности на печати из др"випг городов долины Инда Мохенджо Даро и Хараппы, представляя собой один из наиболее значимых священных образов. Символ Е отражается и в «Атхарваведе» (в мифе о потопе.. во время которого Мяну привязал корабль к рогу Е.), и в «Махабхарате». С воздействием этой позднейшей индийской традиции исследователи связывают появление образа Е. в западноазиатских (ближневосточных) и раннеевропейских мифологических системах. Греческая (Ктесиас, Аристотель) и римская (Плиний Старший) традиции рассматривали Е. как реально существующего зверя и связывали его происхождение с Индией (или Африкой). В переводах Ветхого завета с Е. идентифицировали зверя г'' ею (евр., «лютый зверь»). Символика Е. играет существенную роль в средневековых христианских сочинениях, восходящих к греческому тексту   «Физиолога»   (2 — 3   вв.   н.   э.); Е. рассматривается как символ чистоты и девственности. Согласно «Физиологу», Е. может приручить только чистая дева; отсюда — более поздняя христианская традиция, связывающая Е. с девой Марией и с Иисусом Христом.
   Сюжеты, связанные с Е., встречаются и в восточном (включая китайский и мусульманский), и в западноевропейском (немецкая сказка о портном и семи мухах) фольклоре. В русских «азбуковниках» 16—17 вв. Е. описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в его роге.
    Именем Е. названо экваториальное созвездие (лат. Monoceros). Символ Е. занимает существенное место в геральдике:     Е.    изображался    как    на династических и государственных напр., на шотландском, а позднее британском), так и личных гербах, в т. ч. в 18 в. на гербах некоторых русских знатных родов, в частности графа П. И, Шувалова, в бытность которого начальником оружейной канцелярии получил развитие введённый на Руси ещё в 16 в. обычай называть «инрога-ми» («единорогами») артиллерийские орудия (с изображением Е.). Рогу Е., под видом которого в средневековой Европе распространялись бивни китов-нарвалов (именуемых также единорогами), приписывались целебные свойства при лечении различных болезней, укусов змей (по фольклорным представлениям, Е. своим рогом очищает воду, отравленную змеем) и пр.
    Символ Е., широко представленный в мистических сочинениях и изобразительном искусстве европейского средневековья (сцена укрощения Е. девой получила отражение в пластическом декоре фрейбургского и эрфуртского соборов, в книжной  миниатюре, на гобеленах, в частности на гобелене кон. 15 в. «Дева и единорог» из парижского музея Клюни), воскрешается теми писателями 20 в., которые ориентировались на эту мифопоэтическую традицию. В стихотворении Р. М. Рильке «Einhorn» («Единорог») Е., на лбу которого «сиял, как башня в лунном свете, рог», описывается как «вырвавшийся из преданья» зверь, замыкающий собою «весь цикл преданий» (цитаты в переводе К. П. Богатырёва).
    Лит.: Atz С, Die Jagd des sagenhaften Einhorns als Sinnbild der Mensehwerdung, «Archiv fur christliche Kunst», 1906, Bd 29, S. 93—95; Cook A. S., The old English physiolo-gus, New Haven, 1921; Druce G. C, Mediaeval bestiaries and their influence in ecclesiastical decorative art, «Journal of the British archaeological association», 1919, new ser., v, 25 — 26; Fentress M., Indus charms and urns: a look at religious diversity at Harappa and Mohenjoda-ro, в сб.: Man and environment, v. 3, Ahmedabad, 1979, p. 99 — 104 (илл.); James M. R., The bestiary, L., 1928; Kuntze F., Die Jagd des Einhorns in Wort und Bild, «Archiv fur Kultur-geschichte», 1907, Bd 5, S. 273—310; 1908, Bd 6, S. 94—98; Lauchert F„ Geschichte des Physioiogus, Strassburg, 1889; Sbordone F., Ricerche sulle fonti e sulla composizione del physioiogus greco, Napoli, 1936; Shepard O., The lore of the unicorn, Boston, 1930; Strzy-gowski J., Der Bilderkreis des griechischen Physioiogus, Lpz., 1899; White В., Medieval animal lore,  «Anglia»,  1954, v. 72, N  1. В.  В. Иванов.
У Петровича