• dzen
БЕРЕЗА
   БЕРЕЗА, в восточнославянской мифологии священное дерево. Б. почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика («семицкая В.»), когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали на голову венки из зелени, в чём виден след мифологического уподобления девушки мировому дереву (Б. как символ ритуальной чистоты известна также в германской, балтийской, центральноазиатской традициях). Б., как перевёрнутое корнями    вверх    древо    мировое,    фигурирует в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями». Как след культа Б. можно рассматривать и восточнославянское имя Берёза. Использо'вание Б. для изготовления обрядовых символов (как у толка «берёзовщиков» — старообрядцев    в Пермской области) имело архаические истоки. Во 2-й половине 19 в. на берёсте писали прошения к лешим, которые приколачивали к деревьям. Сходная обрядовая роль руны со значением «берёза» известна у древних германцев, главный бог которых — Один — пригвоздил себя к мировому дереву, с тем чтобы об рести знание рун. Вероятно существование у восточных славян в древности особого духа Б., подобного прусскому Бирзулису.
    Лит.: Зеленин Д. К., Тотемы — деревья в сказаниях и обрядах европейских народов, М.—Л., 1937.                                                 В. И., В. Т
У Петровича
dzen