БЕНИНА МИФОЛОГИЯ
БЕНИНА МИФОЛОГИЯ, мифология народа бини (языковая группа эдо), живущего в Южной Нигерии, создателя древнего государства Бенин. Б. м. обнаруживает большое сходство с йоруба мифологией: тождество отдельных имён и персонажей (напр., Олокун у обоих народов), мифологических представлений о происхождении земли (у бини — из древнего моря, у йоруба — из болота), о создании людей и др. (см. в ст. Одудува). В Б. м. верховным божеством является Огбора (или Огбова), который затем уступает своё место сыну Оса (также Осалогбора, т. е. Оса, сын Огбора; или Осанова), оставив за собой надзор за «нижним миром». Оса живёт в небе. Молитвы к Огбора обращают через Оса. Оса помогал отцу в сотворении неба и земли, а вместе со своим сыном божеством Огиву участвовал в создании первых людей: Оса дал людям дыхание, а Огиву — кровь (так же как и соки — растениям). Оса дарует людям долгую жизнь. Огиву — бог молнии. Он приносит смерть. Его жена — Обиеми, дочь Оса, отличается добротой, её называют «Наша мать»; женщины обращаются к ней за помощью, если хотят иметь детей. Другим сыном (дочерью) Оса является Олокун — бог (богиня) реки Бенин и моря; он посылает дождь, даёт богатство. Эсу — бог, олицетворяющий зло и беспорядок, посыльный богов. В некоторых вариантах он — сын Оса. Богиня Отау олицетворяет землю и плодородие.
Древние мифологические представления у бини были в значительной мере оттеснены на второй план поддерживавшимся государством культом обожествлённых царей — оба.
Лит.: М и р и м а н о в В. Б., Первобытное и традиционное искусство, М., 1973; О л ь д е-рогге Д. А., Древности Бенина, I—III, в кв.: Сборник Музея антропологии и этнографии, т. 15 —17, М. — Л., 1953—55; его же, Искусство народов Тропической и Южной Африки, в кн.; Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М-, 1961; Шаревская Б. И., Религия древнего Бенина, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1, М- — Л., 1957; её же, Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964; Talbot P. A., The peoples of Southern Nigeria. A sketch of their history, eth-nologu and languages..., v. 1—4, L., 1926. E. С. Котляр.
Древние мифологические представления у бини были в значительной мере оттеснены на второй план поддерживавшимся государством культом обожествлённых царей — оба.
Лит.: М и р и м а н о в В. Б., Первобытное и традиционное искусство, М., 1973; О л ь д е-рогге Д. А., Древности Бенина, I—III, в кв.: Сборник Музея антропологии и этнографии, т. 15 —17, М. — Л., 1953—55; его же, Искусство народов Тропической и Южной Африки, в кн.; Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М-, 1961; Шаревская Б. И., Религия древнего Бенина, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1, М- — Л., 1957; её же, Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964; Talbot P. A., The peoples of Southern Nigeria. A sketch of their history, eth-nologu and languages..., v. 1—4, L., 1926. E. С. Котляр.