• dzen
БЕЛ
    БЕЛ (аккад., от общесемит. Балу, «владыка», «господин»), в аккадской мифологии обозначение некоторых богов, прежде всего Энлиля; затем, со старовавилонского периода, могло быть эпитетом любого бога, с касснтекого периода — исключительно Мардука    (в    греч.    передаче    применительно к Мардуку — Белое); к 2 — 1-му тыс. до н. э. в единый образ «владыки» — Б. сливаются Энлиль и Мардук (в Ассирии — Энлиль и Ашшур). Такое обозначение отдельных богов нарицательными именами было свойственно и др. семитским народам.    В. А.
   В западносемитской мифологии Б. (вариант Бол) имя бога (возникшее под аккадским влиянием), широко почитавшегося в Сирии с конца 2-го тыс. до н. э. В Пальмире Б. — верховное божество — владыка мира, глава триады богов (в неё входили также Йарихбол и Аглибол), игравших там (наряду с параллельной, а возможно, тождественной ей, триадой БаалшамемМалакбелАглибол) наиболее заметную роль. Изображения Б. в образе быка или человека с головой быка свидетельствуют о том, что он, очевидно, считался носителем плодоносящей силы. В эллинистический период отождествлялся с Зевсом и Паном. Известны сказания о его борьбе с Тифоном (Йамму). Мифы о Б., вероятно, восходят к древнейшим о Балу.
    Место Б. (также и Баалшамема) в триадах мог занимать бог, именовавшийся «тот, чьё имя благословенно в вечности» (его имя было запретным), культ которого был широко распространён в Пальмире во 2 — 3 вв. н. э. и, видимо, сложился как религиозно-этическое учение о божьем милосердии и воздаянии.
    Слово «Б.» иногда служило эпитетом пальмирского бога земли Арцу, или Арду ('rsw, «земля»): «Арцу-бел», т. е. «Арцу-владыка». Этот бог, очевидно, ведёт происхождение от арабской богини Руда; возможно, оба они восходят к угаритской Арцай, дочери Балу.                                  
У Петровича
dzen