• dzen
БАТАРА ГУРУ
    БАТАРА ГУРУ, 1) главный бог из триады верховных богов у батаков острова Суматра (Зап. Индонезия). По представлениям батаков, был создан Мула Джади из яйца бабочки и считается, как и вся триада (Б. Г., Мангалабулан, Сорипада), эманацией Мула Джади в срединном мире. Он восседает на втором небе в Банджар Долок (горном городе), следит за тем, что делают люди на земле и боги на небе, и судит их. От него исходят нормы адата, т. е. обычного права. Спутники Б. Г. — лошадь Силинтонг и пёс Сигомпул. Дочь Б. Г., Сидеак Паруджар, — создательница земли. Верховная триада занимает центральное положение в батакском пантеоне. Акт творения, в т. ч. и самой триады, был совершён Мула Джади по поручению Б. Г. Возможно, триада возникла под влиянием индуизма.
    2) В доисламской мифологии бугийцев острова Сулавеси (Западная Индонезия) бог, превративший срединный   мир   в   землю,   старший сын Топалланрове.   Боги   верхнего  и   нижнего    миров    договорились     привести в порядок и заселить срединный мир — землю. Для этого Б. Г.   был посажен   в   бамбуковую трубу и спущен  вниз  по  радуге.  Он  был  первым томанурунгом   («низошедшим»),   спустившимся с неба на землю.  Во время спуска он кидал на землю листья магических растений, и так из первоначального хаоса возникли деревья, животные, птицы и т. д. С помощью чернокожих слуг, посланных с неба, Б. Г. ввёл   на   земле   культурные   растения. Затем он встретился с Be Ньилитимо, женился  на  ней и  они  стали родоначальниками людей. Сангиасэрри, дочь Б.   Г.  от  наложницы,  умерла  рано  и после  смерти     превратилась    в    рис (ср.   Хаинувеле).   После   земной   жизни  Б.  Г.  вернулся  на  небо  и  принял там  у отца  правление  над  селениями небожителей с титулом верховного бога  Ла Патиганна  Сангкурувира.
    3) В индуистской мифологии Западной  Индонезии и Малайзии  глава сонма   богов, у яванцев — главное божество пантеона,  у балийцев также  является  аспектом    (проявлением)  верховного  божества    Шивы. Наиболее    полное    воплощение    религиозно-мифологический    образ    Б.     Г. получил  в средневековой    идеологии народов острова Ява (14—16 вв.), где это   божество   выделилось   в   качестве верховного   и   в   ряде   случаев   отождествлялось   с   синкретическим    образом  Шивы-Будды,     развившимся  в яванском государстве. Б. Г. выступает как  демиург, прародитель богов  и людей. По яванской мифологической   традиции,   Б.   Г.   произошёл   от первоединого бога из субстанции света   под  именем   Хьянг   Маникмайя как  антипод Хьянг Исмайи   (см. Семар). По происхождению  Б. Г. олицетворяет  ураническое начало и верхний мир. Часто отождествляется с Шивой. Б. Г.  —  творец первых людей;  у балийцев в этой   функции он  известен  как   Батара   Гуру   Сакти, который вместе   с   божеством   Батара Брама    (или   Брахмой) вылепил людей из глины   и   путём медитации оживил их. Хотя   Батара Брама соперничал с ним в этом,   первенство принадлежало Б.  Г. Батара Гуру считается учителем божественного закона и «великим  риши»   (небесным аскетом). Помимо этого,  средневековая  мифологическая литература описывает Б. Г. как сакрального родоначальника священнического сословия и покровителя брахманов.
    Специфика образа Б. Г. в индонезийской религиозной мифологии связана с приспособлением элементов шиваизма (отчасти буддизма) к древним местным племенным верованиям. Не исключено, что определённую роль в становлении  образа Б.  Г.  сыграли  древние обычаи  почитания  вулканов и горных вершин.
    В культовой иконографии и в традиционном театре ваянг Б. Г. изображается с атрибутами Шивы, в виде человека, стоящего на священном быке, с четырьмя руками.        Г. Г. Бандиленко.
У Петровича
dzen