АМЕША СПЕНТА

До сложения маздеизма, а впоследствии вне её ортодоксальной систематики Армайти считалась богиней земли, иногда женой либо сестрой Ахурамазды, пребывающей с ним в кровнородственном браке. В поздних текстах имеют противников из сил тьмы (судя по сообщениям Плутарха, эта дуалистическая оппозиция была известна уже греческому автору 4 в. до н. э. Феопомпу). А. С. считали также покровителями священных стихий и животных: Boxy Мана — покровитель скота, Аша Вахишта — огня, Хшатра Вайрья — металлов, Армайти — земли, Аурват — воды, Амертат — растений. Известен миф о поочерёдном общении Заратушгры с каждым из А. С. в различных географических пунктах западного Ирана. Эти семь явлений А. С. пророку послужили началом утверждению на земле зоро-астрийской веры. Каждый из А. С. в качестве отличительного символа имел свой цветок, например Boxy Мана — белый или жёлтый жасмин, Армайти — ползучую мускусную розу, Аурват— лилию и т. д. («Бундахишн» 27, 24).
Лит.: Geiger В., Die Amesa Spen-tas, ihr Wesen und ihre ursprungliche Bedeu-tung, Wien, 1916; Colpe C, Reflections on the history of the Amesa Spanta conceptions. XXIX Congres International des orien-talistes. Resumes des communications, Nogeut sur Marne, 1973. Л. А. Лелеков.