Категории раздела

Буква "А" [434]
Буква "Б" [183]
Буква "В" [161]
Буква "Г" [168]
Буква "Д" [190]
Буква "Е" [32]
Буква "Ж" [17]
Буква "З" [48]
Буква "И" [177]
Буква "К" [289]
Буква "Л" [142]
Буква "М" [281]
Буква "Н" [148]
Буква "O" [82]
Буква "П" [213]
Буква "Р" [6]
Буква "С" [20]
Буква "Т" [13]
Буква "У" [7]
Буква "Ф" [5]
Буква "Х" [7]
Буква "Ц" [3]
Буква "Ч" [3]
Буква "Ш-Щ" [2]
Буква "Э" [12]
Буква "Ю" [3]
Буква "Я" [4]

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Воскресенье, 2024-04-28, 1:39 AM
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Сельский историк

Букварь мифов


НИБЕЛУНГИ
2010-07-22, 9:17 PM
   НИБЕЛУНГИ, нифлунги (нем. Nibelunge, др.-исл. Niflungar, Hni-flungar), в германо-скандинавской мифологии и эпосе имя, употребляемое в разных (не всегда достаточно ясных) значениях. В немецкой «Песне о Н.» Н. названы: во-первых, первоначальные обладатели клада, которым затем завладел Зигфрид (сканд. Сигурд) — нибелунг, король «страны нибелунгов», его сыновья Шильбунк и Нибелунг, их дружинники, сказочные существа (великаны или люди огромного роста   и   необычайной   силы);    во-вторых,   бургундские   короли   Гибихунги (сканд. Гьюкунги, сыновья Гьюки)  — Гунтер   (сканд.    Гуннар)    и    его    братья — после перехода в их руки клада. Таким образом, это имя связано с обладанием  золотым   кладом.   Но  так как Зигфрид  завоёвывает  не  один,   а два  клада   (кроме   клада   нибелунгов, хранимого      альвом      Альберихом,— также   клад     дракона   Фафнира),   сокровища  Н.  оказываются  генетически связанными   с   преданием   о   золотом кладе карлика Андвари, известным из скандинавских источников  («Речи Регина»  и «Речи Фафнира»  в  «Старшей Эдде»,   «Младшая  Эдда»)   и  носящим чисто мифологический характер. Этот клад включал и золотое кольцо, которое   обладало    волшебным    свойством умножать  богатство,   но  Андвари   наложил на  него  проклятие:   оно  будет стоить жизни  всякому,  кто им завладеет. Клад поочерёдно попадает к Ло-ки,  Хрейдмару,  сыновьям  Хрейдмара Фафниру и Регину и, наконец, Сигурду    (Зигфриду),    и    всем    оно    несёт смерть (подробнее см. в ст. Локи, Сигурд).    Сокровища     бургу ндов     были идентифицированы легендой с кладом Зигфрида,   и   убийство   его   бургунда-ми — Гибихунгами порождало мысль, что   Н.,   убийцы   Зигфрида,—   чёрные альвы (на кладе лежало проклятие, и в конце  концов  альвы  должны   были отомстить).    Особое   положение   среди них занимает Хёгни  (Хаген).  В скандинавской версии сказания о Н. Хёгни не виновен в смерти Сигурда, но в некоторых других версиях (особенно отчётливо в «Саге о Тидреке») Хаген — не родной брат бургундских королей, а сводный,   рождённый   их   матерью   от альва,  и  именно  Хаген  предательски убивает Зигфрида. Сына Хёгни, мстящего  Атли  за   смерть  отца,   согласно «Речам   Атли»    («Старшая   Эдда»)   и «Саге о Вёльсунгах», также зовут Ни-флунгом    (Хнифлунгом).    Гипотеза    о том,  что  Н.—   чёрные  альвы  или  демоны мрака, с точки зрения некоторых исследователей,  находит  дополнительное  подтверждение:   в   «Младшей   Эдде» и других источниках говорится, что Гуннар, Хёгни, как и сыновья их сестры Гудрун Сёрли, Хамдир и Эрп, все были черноволосы.
    Этимология имени Н., несмотря на многочисленные попытки её расшифровки, остаётся спорной. Выводили имя из nebulones («туманные», от нем. Nebel, «туман») — обозначения франков; предполагалось, что Н.— бургундское родовое имя, заимствованное у них франками. Имя Н. связывали с др.-исл. nifl (ср. Нифльхейм — мир мрака, загробный мир), т. е. истолковывали как «подземные хранители клада».
    Тема клада, приносящего несчастье его обладателю, занимает видное место    в    германо-скандинавском    эпосе: наряду с циклом о Н. (героические песни «Старшей Эдды», прозаическая «Сага о Вёльсунгах», нем. «Песнь о Н.» и др.), она встречается и в «Беовульфе», где герой погибает, отобрав сокровища у сторожившего их дракона (см. Беовульф). Однако в легенде о Н. сокровища трактуются как воплощение власти: могущество принадлежит тому, кто владеет золотом. Представление о том, что богатства властителя представляют собой его магически материализованное «счастье», «удачу», принадлежало к центральным идеям германцев и скандинавов.
    Наиболее известный памятник, связанный с легендами о Н.,— немецкая «Песнь о Н.» (ок. 1200), в которой объединены история отношений Зигфрида с бургундскими королями, включая его убийство, и история гибели бургундов — Н., вызванной местью Кримхильды (сканд. Гудрун), вдовы Зигфрида, заманившей их в гуннскую державу Этцеля (Атли). В исландской «Песни об Атли» (9 в.?) и в «Речах Атли» (12 в.?) Н. погибают, попав в ловушку, в которую их завлёк Атли, муж Гудрун: у Хёгни вырезано сердце, Гуннар, брошенный в ров со змеями, умирает от укуса змеи. Гудрун мстит Атли за братьев (в «Песни о Н.» Кримхильда, напротив, мстит братьям за Зигфрида).
    Тема Н. неоднократно интерпретировалась в мировой литературе нового времени (начиная с драматической трилогии Ф. Фуке де ла Мотта «Герой севера», использовавшего главным образом скандинавские версии сказания). Наиболее известны: драматическая трилогия К. Ф. Хеббеля «Нибелунги» (трагедии «Роговой Зигфрид», «Смерть Зигфрида», «Месть Кримхильды» — на материале немецкой версии), оперная тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» — в основу положен скандинавский эпос), трагедия Г. Ибсена «Воины Хельгеланда» (в основе — сюжеты «Саги о Вёльсунгах» и других скандинавских саг), трагедии П. Эрнста («Брюнхильда», «Кримхильда»), поэмы В. Иордана («Сага о Зигфриде», «Возвращение Хильдебранда») и др. Немецкий кинофильм «Нибелун-ги» (режиссёр Ф. Ланг).
В изобразительном искусстве, кроме средневековых миниатюр (особенно ценные — в т. н. Худесхагенской рукописи 15 в.),— рисунки П. Корне-лиуса,   А.   Ретеля,   И.   Затлера   и   др.
    Лит.: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах, М., 1975. (Библиотека всемирной литературы); Ад мои и В. Г., «Песнь о Нибелунгах» — её истоки и её художественная структура, в кн.: Песнь о Нибелунгах, Л., 1972. (Литературные памятники); Г у р е г. и ч А. Я., Пространственно-временной «континуум» «Песни с Нибелунгах», в сб.: Традиция в истории культуры М.,   1978;   Хойслер   А.,   Германский   героический эпос и сказание о Нибелунгах, пер. с нем., М., 1960; Schneider H., Germanische Heldensa-ge, Bd 1, В., 1928; Weber G., Nibelungenlied, 3 Aufl., Stuttg., 1968; Nagel В., Das Nibelungenlied. Stoff, Form, Ethos, 2 Aufl., Fr./M., 1970. А. Я. Гуревич.
Категория: Буква "Н" | Добавил: andy601 | Теги: германо-скандинавская мифология, скандинавская мифология, эпос, наука и миф, Мифологические существа, мифы разных стран, нифлунги, клад, нибелунги
Просмотров: 1121 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]