Категории раздела

Буква "А" [434]
Буква "Б" [183]
Буква "В" [161]
Буква "Г" [168]
Буква "Д" [190]
Буква "Е" [32]
Буква "Ж" [17]
Буква "З" [48]
Буква "И" [177]
Буква "К" [289]
Буква "Л" [142]
Буква "М" [281]
Буква "Н" [148]
Буква "O" [82]
Буква "П" [213]
Буква "Р" [6]
Буква "С" [20]
Буква "Т" [13]
Буква "У" [7]
Буква "Ф" [5]
Буква "Х" [7]
Буква "Ц" [3]
Буква "Ч" [3]
Буква "Ш-Щ" [2]
Буква "Э" [12]
Буква "Ю" [3]
Буква "Я" [4]

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Среда, 2024-04-24, 9:17 AM
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Сельский историк

Букварь мифов


ВАНЫ
2010-08-07, 2:55 PM
    ВАНЫ (др.-исл. vanir), в скандинавской мифологии группа богов плодородия. Им приписываются кровосмесительные связи между братьями и сестрами (ср. аналогичные мотивы в средиземноморских аграрных мифах и ритуалах, генетические связи с которыми не исключены), колдовство (т. н. сейдр) и пророческий дар. К числу  В.  относятся  главным  образом Ньёрд и его дети —  Фрейр и Фрейя. Жилище     В.     обозначается     Снорри Стурлусоном  в   «Младшей  Эдде»   как Ванахейм,   но  в  другом  месте  он  же называет  жилище  Фрейра   Альвхейм, что  свидетельствует о  смешении  В.  с альвами.   В.   противопоставлены   другой,   гораздо   более   обширной   группе богов — асам в мифе о первой войне, о    которой    рассказывается    в    «Прорицании   вёльвы»   («Старшая   Эдда»), в «Младшей Эдде»,  «Саге об Инглингах»,   в   «Деяниях   датчан»    Саксона Грамматика.       Это       этиологический (объяснительный)    миф    о    возникновении первой войны, положившей конец  «золотому веку», до того не знакомому с враждой и распрями. Поводом  к  войне  послужил  приход  от  В. к асам злой колдуньи Хейд (она звалась   также   Гулльвейг,   что,   по-видимому,   означает   «сила  золота»).   Асы забили её копьями и трижды сжигали, но   она    снова    возрождалась-    Войну начал глава асов Один, бросив копьё в сторону войска В., но  В. стали наступать,  угрожая  Асгарду, небесному селению асов.  Война закончилась миром   и обмейом    заложниками    (асы взяли ванов Ньёрда, Фрейра, а также Квасира,   а   ваны   —   асов   Хёнира   и Мимира).  В  «Младшей  Эдде»   упоминание  о  первой   войне   служит  введением    в    историю    добывания    меда поэзии. Исследователи     предполагают, что в мифе о войня В. и асов нашла отражение борьба культов местных и  пришлых  племён  (возможно,  индо-германских завоевателей с носителями мегалитической   матриархальной   земледельческой  культуры),   или  различных социальных групп древнегерманского   общества.   Интересна,   но   мало убедительна попытка Р. Хёккерта интерпретировать   войну   асов  и   В.   как войну  за  священный  мёд,  воплощающий   некий   космический   жизненный принцип.   В.   —   хранители  мёда   связаны  с  Хеймдаллем;  Гулльвейг  (слово это он расшифровывает как  медовый  напиток)  Хёккерт  отождествляет с    вёльвой    (провидицей),    от    имени которой  ведётся  речь  в   «Прорицании вёльвы».   Параллель   к   войне   асов  и В.   в   других   индоевропейских   мифологиях —  мифы о войнах асур и богов       древнеиндийской        мифологии. Ж.  Дюмезиль  считает,  что  в  индоевропейском   мифе   боги,   представляющие   религиозную   власть   и   плодородие,   первоначально  разделены   и   что в столкновениях между ними главное не   сама   война,   а   заключение   мира, договор.   Действительно,   в   результате войны   асов  и   В.   как  бы   происходит консолидация  общины  богов  (асы  ассимилируют   В.).   Но   с   другой   стороны,  в  скандинавской  мифологии  миф о   первой   войне   как   первой    распре после    «золотого    века»    по   существу предвосхищает   (особенно   в    «Прорицании вёльвы») столь характерную для скандинавской мифологии эсхатологическую тематику (смерть юного бога из асов Бальдра, трагическая гибель богов и всего мира, — см. Рагнарёк). Не совсем ясно, в какой мере и в каком смысле в этом сюжете отражено осознание губительной силы золота. Неясно также, отражает ли троекратное сожжение Гулльвейг некий ритуальный акт (или представляет аллегорию металлургической обработки золота как его уничтожения).
    Лит.: Hockert R., Voluspa och Va-nakulten, [Bd] ,1—2, Uppsala, 1926—30; Briem O., Vanir og Aesir, Reykjavik, 1963, E. M. Мелетинский.
Категория: Буква "В" | Добавил: andy601 | Теги: германо-скандинавская мифология, скандинавская мифология, эпос, наука и миф, Мифологические существа, мифы разных стран, клад, ВАНЫ
Просмотров: 1038 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]