Категории раздела

Буква "А" [434]
Буква "Б" [183]
Буква "В" [161]
Буква "Г" [168]
Буква "Д" [190]
Буква "Е" [32]
Буква "Ж" [17]
Буква "З" [48]
Буква "И" [177]
Буква "К" [289]
Буква "Л" [142]
Буква "М" [281]
Буква "Н" [148]
Буква "O" [82]
Буква "П" [213]
Буква "Р" [6]
Буква "С" [20]
Буква "Т" [13]
Буква "У" [7]
Буква "Ф" [5]
Буква "Х" [7]
Буква "Ц" [3]
Буква "Ч" [3]
Буква "Ш-Щ" [2]
Буква "Э" [12]
Буква "Ю" [3]
Буква "Я" [4]

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 2024-03-28, 1:44 PM
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Сельский историк

Букварь мифов


ОСИНА
2013-01-19, 8:40 PM
шрифт О    ОСИНА.  Семантика мифопоэтического образа О. мотивируется двумя особенностями этого дерева — дрожанием листьев даже при тихой погоде (научное название О.— Populus tremula, т. е. «тополь трясущийся»; ср. франц. tremble  и   др.)   и   красноватым   оттенком древесины. У славян, балтов, германцев,   кельтов,   отчасти у народов Поволжья, Сибири, Алтая,  североамериканских индейцев и даже у народов Северной Африки О.— отрицательно отмеченное,  проклятое дерево.  Иногда её проклятость связывается с тем, что, в отличие от всех  растений и зверей, которые выполнили данную им богом работу вскоре после сотворения мира, О. ничего не сделала.  Наиболее популярны   мотивировки проклятости О., связанные с историей Христа  (хотя в Новом завете О. не упоминается): О.— единственное из деревьев, не признавшее Иисуса во время его бегства в Египет; во время крестного пути Иисуса О. не склонилась перед ним и не дрожала от жалости и сострадания (близкая версия: все деревья,   кроме О., опустили листья);  прутья, которыми бичевали Христа, и крест, на котором его распяли, были осиновыми; на О. удавился  Иуда. У литовцев  и  латышей существовал запрет  прятаться во время грозы под О., потому что Перкунас, гром, молния поражают именно  О., в которой скрывается от преследований громовержца чёрт. В ряде традиций красноватая древесина О. трактуется как кровь чёрта, пролитая богом. Относительно устойчива связь О. с чёртом   (в частности, он заставляет её  трястись; в латышском мифологическом  фольклоре  дрожание листьев О. вызывает Вея мате, разгуливающая   под  её   корнями),   со   злыми духами, персонажами, в свою очередь связанными с нижним миром (в латышских   поверьях листья О. трясёт Маря), а также с колдунами, ведьмами и пр. В русских сказках (Афанасьев №№ 350, 352, 366, 577 и др.) и ритуальной практике известен мотив  осинового  кола,   забиваемого в спину или сердце мертвеца (особенно нечистого и грешного); нередко О. именуется деревом повешенных. Связь О. с нечистой силой, хтоническими персонажами (прежде всего женскими) отчасти объясняет происхождение названий некоторых рек, озёр, болот и пр. в Центральной, Северной и Восточной Европе, образованных по «осиновому» принципу. Древние индоевропейцы считали отмеченными воинские доспехи и оружие, сделанные из О. (ср. др.-греч. название щита ασπίν и древнеиндийское название копья sphya-, непосредственно образованные от названия О.); из О. изготовлялись различные ритуальные предметы, посуда (следы такой отмеченности сохраняются в вырожденных вариантах — «щепенная» посуда из О.).
    Лит.: Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y„ 1972, p. 83; Jobes G-, Dictionary of mythology, folklore and symbols, [pt 1], N. Y., 1962, p. 141 — 142; Friedrich P., Proto-Indo-European trees, Chi,—L„ 1970, p. 49—53; Smits P., Latviesu tautas ticejumi, Sej. 1, Riga, 1940. В. Н. Топоров
Категория: Буква "O" | Добавил: andy601 | Теги: ДЕРЕВЬЯ И МИФЫ, Мифопоэтический образ, теоретический анализ мифологии, Осина, мифы разных стран, мифологические растения, ОСИНА и миф
Просмотров: 1352 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]