НИМФЫ (Νΰμφαί, «девы»), в греческой мифологии божества природы, её живительных и плодоносных сил. Различают Н. рек,' морей, источников (водные Н.: океаниды, нереиды, наяды), озёр и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады — Н. ясеня). Иные из них смертны, как, например, гамадриады, которые неотделимы от дерева, в котором они обитают. Главными Н. считались водные, по античным лексикографам, слово «нимфа» означает «источник» (Suida, v. nymphe). H.— очень древние божества. Самые древние Н.— мелиады, или мелийские Н., родившиеся из капель крови оскоплённого Урана (Hes. Theog. 187). Океаниды — дочери Океана и Тефиды, нереиды — дочери Нерея и океаниды Дориды. Имена водяных Н. большей частью указывают на то или иное свойство или качество водной стихии (каталог океанид у Hes. Theog. 346—360 и нереид, там же, 240 — 262). Некоторые Н. имеют вполне антропоморфный облик (напр., Калипсо). От браков Н. с богами (Зевс и Фетида, Зевс и Эгина) рождаются герои. Н. обитают вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призываются во дворец отца богов и людей (Нот. II. XX 4 — 12). Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти (напр., Мента — возлюбленная Аида). Они врачуют и исцеляют (Paus. VI 22, 7), предсказывают будущее (IX 3, 9). На месте дельфийского оракула был оракул Геи, а затем Дафны — одной из горных нимф (X 5, 5). Н. насылают безумие, приобщая человека к тайным силам природы; именуются вакханками (Soph. Antig. ИЗО). Святилища Н. находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Гомеровское описание пещеры нимф на Итаке (Нот. Od. XIII 102—112) получило символическое толкование как средоточие космических сил у философа Порфирия в трактате «О пещере нимф». Изображались в виде прекрасных обнажённых или полуобнажённых девушек. Лит.: Taxо-Годи А. А., Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф», в сб.: Вопросы классической филологии, [вып. в], М., 1976, с. 3—27, Fischer P., Nereiden und Okeaniden im Hesiods Theogonie, Halle, 1934 (Diss.); Ninck M., Die Bedeutung des Wassers im Kult und Leben der Alten, Lpz., 1921. А. А. Тахо-Годи.
рис. Сатир и нимфа. Картина Н, Пуссена. Ок. 1630. Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
рис. Речная нимфа. Скульптура К.-М. Клодиона. Терракота. 1770— 80-е годы. Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
рис. Нимфы. Рельеф «Фонтана невинных» Ж. Гужона. 1547—48. Париж. Лувр.
рис. Нимфа. Деталь росписи лекифа Мидия. Конец 5 в. до н. э. Берлин, Государственные музеи.
|