МУЛУНГУ, Млунгу, Мурунгу, Мрунгу.

Распространение имени М. связано, по мнению ряда исследователей, с увеличением контактов между этими народами, расширением зоны употребления языка суахили. Имя М. вытесняло имена прежних богов в мифологиях этих народов или сосуществовало с ними в качестве «хвалебного». Вероятно, первичным было представление о М. как о первопредке. Характеру предка соответствует и созидательная деятельность М. (ср. Мукуру, Ункулунку-лу). Согласно мифологическим представлениям макуа, М.— демиург: вызывает из отверстий в земле сначала людей, а потом другие создания. В мифах камба М. спустил одну человеческую пару из туч на скалу, где ещё остались их следы. Другая пара вышла из термитника (местожительство предков).
В мифах сена (западные ньянджа) и ньяса в большей степени акцентируется связь М. с дождём. М. живёт в небе, иногда спускается на землю. О дожде говорят — «М. идёт», о громе— «М. гремит». Такая трактовка образа М. объясняется влиянием мифологических представлений народов соседних регионов — ила и вемба, главное божество которых Ле-за — громовник. Наделению М. функциями, обычными для Леза, способствовало то, что М. как обожествлённый предок связывается с дождём (предок-дождедатель).
Лит.: D a m m a n n Е., Erwagungen zur Be-zeichnung des Hochsten Wesens in einigen Ban-tusprachen, «Anthropos», 1962; v. 57, № 3—6; Meinhof C, Grundzuge einer vergleichenden Grammatik der Bantusprachen, 2 Aufl., Hamb., 1948; Schonenberger P., Names for «God» Known and used by the Wanyamwezi, «Anthro-pos», 1961, t. 56, № 5—6; Werner A., Myths and legends of the Bantu, L., 1933.
E. С. Котляр.