Категории раздела

Буква "А" [434]
Буква "Б" [183]
Буква "В" [161]
Буква "Г" [168]
Буква "Д" [190]
Буква "Е" [32]
Буква "Ж" [17]
Буква "З" [48]
Буква "И" [177]
Буква "К" [289]
Буква "Л" [142]
Буква "М" [281]
Буква "Н" [148]
Буква "O" [82]
Буква "П" [213]
Буква "Р" [6]
Буква "С" [20]
Буква "Т" [13]
Буква "У" [7]
Буква "Ф" [5]
Буква "Х" [7]
Буква "Ц" [3]
Буква "Ч" [3]
Буква "Ш-Щ" [2]
Буква "Э" [12]
Буква "Ю" [3]
Буква "Я" [4]

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 2024-03-19, 2:29 PM
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Сельский историк

Букварь мифов


АГАМЕМНОН
2010-06-18, 11:10 PM
    АГАМЕМНОН  (Αγαμέμνων),   в  греческой мифологии сын Атрея и Аэроны, предводитель греческого войска во время  Троянской  войны.  После  убийства Атрея Эгисфом А. и   Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты   Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить   власть  сыновьям Атрея.  А. стал царём в Микенах   (которые  античная традиция  часто отождествляет с   соседним   Аргосом) и женился   на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака А. имел трёх дочерей и сына Ореста.   Когда   Парис   похитил  Елену и   все её   бывшие   женихи   объединились   в   походе   против  Трои, А., как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран   главой   всей   рати.  «Илиада» изображает  А. доблестным воином (описание его подвигов даётся в 11-й кн.), но не скрывает его высокомерия  и неуступчивости; именно эти свойства  характера  А. являются  причиной   многих бедствий для   греков. Убив однажды  на охоте  лань,  А.  похвалялся, что такому  выстрелу  могла бы    позавидовать Артемида;  богиня разгневалась и лишила  греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли  выйти  из  Авлиды  (пока  А.  не принёс в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом    греческая традиция  объясняет вражду  Клитеместры к мужу)    (Apollod.epit. Ill 21   след.).  Захватив  в  плен  во  время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, А. отказывается вернуть её за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает   на   греческое   войско   моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от А.  возвращения Хрисеиды её отцу, А. отбирает у Ахилла его пленницу Бри-сеиду,   что   приводит   к   длительному самоустранению  оскорблённого   Ахилла от боёв и к тяжёлым  поражениям греков (Нот. II. I 8—427; IX 9—692). О дальнейшей судьбе А. повествовали не дошедшие  до нас эпическая поэма   «Возвращения» (7   в.  до  н.  э.) и «Орестея»  Стесихора.  После  взятия Трои  А., получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия А. обольстить Клитеместру (Нот. Od. Ill 248— 275; IV 524—537). Начиная с середины 6  в.  до  н.  э.  на  первое  место  выдвигалась сама Клитеместра: встретив А. с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжёлое покрывало и нанесла три смертельных удара (Aeschyl.    Agam.    855 —1576).
    Сказочное богатство А. и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14—12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что А., вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.                                                  В. Н. Ярко.
    Из драматических произведений античности, посвященных убийству А., сохранились трагедии «А.» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19—20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в  Авлиде»,   «Смерть  А.»,   «Электра»).
     В античном изобразительном искусстве А. — второстепенный персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона и др.). Убийство А. нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.
    В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти А. лёг в основу либретто ряда опер 18— 20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Орестея» С. И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера;   «Орестея»  Д. Мийо;
«Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиц-цетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).
Категория: Буква "А" | Добавил: andy601
Просмотров: 1272 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]