• dzen
  • Главная страница
  • Впервые обнаружены культовые объекты иудаизма времён царя Давида
Впервые обнаружены культовые объекты иудаизма времён царя Давида
Йосеф Гарфинкель демонстрирует триглифы на каменной модели святилища    Йосеф Гарфинкель из Института археологии при Еврейском университете (Израиль) и его коллеги впервые обнаружили объекты иудейского культа времён царя Давида. На раскопках в Хирбет-Кейяфе — иудейской крепости в долине Эла — специалисты нашли огромное количество керамики, инструментов из камня и металла, а также произведения искусства и культовые предметы. В числе последних — три большие комнаты, которые соответствуют библейским описаниям. Они на 30–40 лет предшествуют храму Соломона, и это первые материальные свидетели иудейского культа того времени.

     Хирбет-Кейяфа расположена примерно в 30 км к юго-западу от Иерусалима. Она находилась на границе Иудейского царства напротив города филистимлян Геф (Гат). По данным радиометрии, проведённой в Оксфордском университете (Великобритания), крепость просуществовала недолго — с 1020 по 980 год до н. э. — и была сильно разрушена.

     Библия утверждает, что религия народа Израиля с древнейших времён отличалась от всех остальных культов, практиковавшихся на Ближнем Востоке, монотеизмом и запретом на изображение людей и животных. Когда в действительности были сформулированы эти положения, остаётся неясным. Одни исследователи полагают, что они были приняты ещё в царский период (X–VI века до н. э.), а другие относят их ко временам персидского владычества и даже эллинистической эпохе. Единственным подтверждением до сих пор оставался тот факт, что археологи нашли множество костей овец, коз и крупного рогатого скота, относящихся к тому времени, но ни одной свиной косточки.
Йосеф Гарфинкель демонстрирует триглифы на каменной модели святилища.
  рис. Йосеф Гарфинкель демонстрирует триглифы на каменной модели святилища.  
    В трёх священных помещениях, найденных в Хирбет-Кейяфе, изображения людей и животных отсутствуют. Вероятно, уже тогда местные жители придерживались иных верований, чем соседние хананеи и филистимляне.

    Кроме того, судя по комнатам, уже во времена Давида евреям были знакомы сложные архитектурные стили. Подобные конструкции характерны для царского строительства, и это говорит о том, что на заре эпохи царей в Израиле существовало сильное государство с чётко выделенной элитой и активным градостроительством, которое вполне было способно выстроить великолепный дворец Соломона и грандиозный храм, описанные в Библии. «Таким образом, гипотезы о том, что царь Давид был мифологической фигурой или вождём небольшого племени, отпадают», — подчёркивает г-н Гарфинкель.

     Найденные святилища являются частью более крупного комплекса. В этом отношении они отличаются от ханаанских и филистимских культов, которые отправлялись в отдельно стоящих храмах и других зданиях, предназначенных исключительно для ритуальных целей. В 1 Цар 7:1–2 повествуется о том, что ковчег Божий находился в частном доме, откуда его перевезли в Кирьят-Йеарим (Кириаф-Иарим).

     В числе обнаруженных предметов культа — пять вертикально стоящих камней (массебот), два базальтовых алтаря, два керамических сосуда для возлияний и два переносных храма. Последние представляют собой небольшие модели святилищ с закрывающимися дверцами: одна — из глины (около 20 см высотой), вторая — из камня (35 см). Керамическая имеет богато украшенный фасад с двумя стражами в виде львов (в таком контексте животных можно было изображать) и даже трёх птичек, сидящих на крыше. Ряд архитектурных элементов совпадает с библейским описанием храма Соломона: две колонны (яхин и боаз) и завеса (парохет).

     Второе святилище изготовлено из мягкого известняка и окрашено в красный цвет. Семь групп кровельных балок по три доски в каждой напоминают греческий триглиф, использованный, в частности, в афинском Парфеноне. Его появление в Хирбет-Кейяфе — самое раннее использование в мировой архитектуре, известное науке (в реальности или в модели).

     Другой важный элемент каменного святилища — утопленная дверь. Это был распространённый мотив на Ближнем Востоке того времени, символ божественного могущества и царской власти.

     Каменная модель помогает прояснить значение давно забытых технических терминов в описании дворца Соломона (3 Цар 7:1–6). В тексте используется слово «слаот», которое переведено как столбы, тогда как в действительности это триглифы, а «секуфим», что понималось как «три окна в ряд», означало «тройная утопленная дверь».
 
     Подобные триглифы и утопленные двери можно найти также в описании храма Соломона (3 Цар 6:5, 31–33; Иез 41:6).

     Результаты раскопок опубликованы отдельной книгой под названием «По следам царя Давида в долине Эла».

Источник: family-history
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
У Петровича
dzen