- Автор: Гость
- Дата: 2010-12-11
Пабло Пикассо как-то сказал, что все искусство – это копирование. Иногда то же самое можно сказать и об архитектуре. Около десяти лет тому назад в китайских учебных заведениях, занимающихся подготовкой архитекторов, распространилась любопытная практика: студентам предлагалось отсканировать фотографии известных мировых зданий, как старинных, так и современных, заново создать архитектурные планы и построить их. В результате сегодня в Китае можно найти копии (или, как это принято говорить в определенных кругах, «реплики») произведений европейских и американских архитекторов. К примеру, в провинции Гуанчжоу располагается копия Вестминстерского дворца.
За десять лет ситуация довольно сильно изменилась. Китай развивается не просто быстро, а стремительно, прилагая максимум усилий к тому, чтобы завоевать международные рынки. К примеру, если еще несколько лет назад потуги китайского автопрома воспринимались мировыми производителями с недоумением и насмешкой, то сегодня многие автомобильные концерны с опасением поглядывают на успехи китайцев в этой области.
The Guardian пишет
о том, что в наши дни копирование в архитектуре принимает новые формы, и
проблемы выходят за границы искусства или архитектуры, затрагивая такие
области, как бизнес и репутацию. Известно о том, что, по крайней мере,
две крупных британских компании пострадали от мошенников из Китая,
которые «клонировали» их сайты и стали принимать заказы от их имени.
Broadway Malyan и Aedas, компании, которые имеют представительства во
многих городах по всему миру (среди которых Пекин и Шанхай), пострадали
от такого мошенничества.
«Двойники» не только воровали информацию с их веб-сайтов, но и участвовали в тендерах (в том числе и правительственных) на строительство. Наибольшее возмущение британских архитекторов вызывает тот факт, что китайцы тендеры выигрывали, и даже строили здания, очень похожие на придуманные англичанами. Сейчас деятельность мошенников прекращена с помощью пекинского суда, однако виновные так и не были найдены, говорит представитель Aedas.
Учитывая то, что крупные архитектурные проекты – это весьма выгодные предприятия, можно предположить, что подобная практика «клонирования» получит широкое распространение. Нет сомнений, что в ближайшие годы улицы динамично развивающихся китайских мегаполисов будут застроены офисными центрами, отелями и многоквартирными домами, которые сейчас только создаются европейскими и американскими архитекторами и дизайнерами. И случаи с Broadway Malyan и Aedas – это, скорее всего, только начало. Отчего же завтра более продвинутым копиистам не замахнуться, скажем, на Фостера?
Конечно, можно сказать, что на протяжении всей мировой истории архитекторы и художники не чурались «заимствовать» идеи друг у друга, однако история с китайскими «повторами» лежит несколько в иной плоскости. Одно дело, когда архитектор видит собственные идеи, несколько переработанные и воплощенные в материале другими мастерами, и совсем другое, когда мошенники используют доброе имя и репутацию архитектурных бюро и строительных компаний, чтобы выиграть тендер и получить выгодный контракт.
Всего комментариев: 0 | |