«  Май 2012  »
14151617181920

Среда, 2024-05-01, 11:59 PM

Что убило динозавров? Астероид - не при чём!
    Согласно новым исследованиям, большие травоядные динозавры разных видов были на грани исчезновения ещё до предполагаемого падения астероида, которое привело к полному исчезновению динозавров приблизительно 65.5 миллиона лет назад.

Учёные из американского Музея естествознания выявили факты исчезновения некоторых групп динозавров в конце мелового периода в результате изменения строения их тела.

«Внезапные извержения вулканов или воздействие астероида уничтожило динозавров в расцвете их эволюции? — задаётся вопросом автор исследований Стив Брюсэйтт из Колумбийского университета. — Мы выяснили, что всё было гораздо сложней, и, возможно, астероидная катастрофа не является главной причиной исчезновения динозавров».
Тиранозавр

Ранее подобные исследования давали оценку количественным изменениям разновидностей, но отчеты, основанные на исследованиях окаменелостей, могут ввести в заблуждение.

«В скалистых районах окаменелости отличались большим разнообразием, чем на великих равнинах Америки, — поясняет Брюсэйтт. —  При проведении этого исследования мы хотели пойти дальше, чем просто подсчитать количество разновидностей».

Команда выбрала семь групп динозавров, включающих почти 150 разновидностей. Учёные выяснили, что число крупных травоядных, таких как цератопсы (рогатые динозавры) и хадрозавры, возможно, постоянно сокращалось в конце мелового периода.

В то же время три типа динозавров подверглись небольшому увеличению биологической вариативности: некоторые плотоядные хищники (целюрозавры и тиранозавры), маленькие травоядные динозавры (анкилозавры и пахицефалозавры), гигантские жвачные травоядные динозавры — завроподы.

Однако географическое местоположение было определяющим фактором, поскольку на примере массивных хадрозавров видно, что на Североамериканской территории их количество уменьшилось, в то время как в Азии, возможно, увеличилось.

«Определение этих различий рисует детальную картину последних 12 миллионов лет истории динозавров, — считает Брусэйтт. — В противовес распространённому мнению, последний меловой период не был статическим „потерянным миром", который был неожиданно разрушен падением астероида.

Некоторые динозавры подвергались разительным переменам, а количество больших травоядных динозавров непрерывно сокращалось в течение длительного времени, по крайней мере, в Северной Америке».

Ученые полагают, что изучение окаменелостей в Северной Америке не может быть показательным в глобальном масштабе из-за больших геологических изменений, которые там произошли по сравнению с другими континентами.

Поэтому неизвестно, выжили бы динозавры, если бы столкновения с астероидом не произошло.

«Но при этом, даже если популяция динозавров или местной фауны сокращалась, это не означает, что динозавры были обречены на исчезновение», — подытожил Марк Норелл, профессор Музея палеонтологии.

Исследование было опубликовано 1 мая 2012 года в Nature Communications.

Источник: planeta.moy