Категории раздела

Буква "А" [434]
Буква "Б" [183]
Буква "В" [161]
Буква "Г" [168]
Буква "Д" [190]
Буква "Е" [32]
Буква "Ж" [17]
Буква "З" [48]
Буква "И" [177]
Буква "К" [289]
Буква "Л" [142]
Буква "М" [281]
Буква "Н" [148]
Буква "O" [82]
Буква "П" [213]
Буква "Р" [6]
Буква "С" [20]
Буква "Т" [13]
Буква "У" [7]
Буква "Ф" [5]
Буква "Х" [7]
Буква "Ц" [3]
Буква "Ч" [3]
Буква "Ш-Щ" [2]
Буква "Э" [12]
Буква "Ю" [3]
Буква "Я" [4]

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 2024-04-23, 11:34 AM
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Сельский историк

Букварь мифов


МЕДЕЯ
2012-02-23, 11:38 AM
    МЕДЕЯ (Μήδεια), в греческой мифологии волшебница, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница Кирки (Hes. Theog. 956 след.; Apollod. I 9, 23) (вариант: мать М.— покровительница волшебниц Геката, сестра М.— Кирка, Diod. IV 45— 46). Миф о М. связан с мифом об аргонавтах. Когда аргонавты во главе с Ясоном прибыли в Колхиду, покровительствовавшие им боги внушили М. страстную любовь к Ясону. За обещание жениться на ней М. помогла Ясону преодолеть испытания, которым его подверг Ээт. Усыпив волшебным зельем сторожившего золотое руно дракона, М. помогла Ясону овладеть сокровищем (Apollod. I 9, 23). Более древний вариант: Ясон убил дракона (Pind. Pyth. IV 249). Вместе с Ясоном М. бежала из Колхиды. Чтобы задержать преследовавшего беглецов Ээта, М. убила бежавшего с ней своего малолетнего брата Апсирта, а затем разбросала куски его тела по морю, понимая, что поражённый горем отец прекратит погоню, чтобы собрать части тела сына для погребения (Apollod. I 9, 24); вариант: Апсирт не бежал с М., а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. М. заманила брата в ловушку, и Ясон убил его (Apoll. Rhod. IV 452 след.). Когда М. и аргонавты достигли острова  феаков, посланные Ээтом колхи потребовали выдачи М. Царь феаков Алкиной ответил, что выдаст беглянку, если она ещё не стала женой Ясона. Медея и её сыновья. Фреска из Помпей. 1 векПредупреждённые супругой Алкиноя Аретой,  М. и Ясон поспешили сочетаться браком (IV 1100 след.). Когда   аргонавты с руном вернулись в Полк, М. помогла Ясону  отомстить узурпатору  Пелию,  убившему  его  отца  и  брата.  М.  погубила  Пелия,  убедив   его   дочерей, что дряхлого отца можно омолодить. Для  этого тело Пелия  надо  разрубить  на   части,  сварить их в котле, а потом М. с помощью волшебных   снадобий   вернёт  ему молодость.   Чтобы  убедить дочерей,   она разрубила  барана,  сварила его  в котле, а затем   превратила в ягнёнка; когда   дочери   Пелия   согласились  разрубить отца, М. воскрешать его не стала  (Paus. VIII 11,2; Ovid. Met. VII  297 след.). После этого М. и Ясон были изгнаны из Иолка и поселились в Коринфе, где М. родила Ясону двух сыновей Мермера и Ферета. Когда Ясон задумал  жениться на  дочери коринфского царя  Креонта Главке (вариант: Креусе), М, проклиная   неблагодарного мужа,   решила отомстить ему. Она послала сопернице пропитанный ядом пеплос (одеяние), надев который Главка сгорела заживо   вместе   с  отцом,   пытавшимся спасти дочь (Hyg. Fab. 25). Убив своих детей,   М. улетела на колеснице, запряжённой  крылатыми конями (вариант —  драконами). По другому варианту   мифа, М.  оставила   детей   молящимися у алтаря Геры, и коринфяне,  мстя  за   Главку, убили  их   (Paus. II 3, 6 — 7;  Diod. IV 55;  Apollod.  I 9, 28). Бежав из Коринфа, М.    поселилась  в  Афинах  и   стала   женой   Эгея, родив  ему сына  Меда (Apollod. I 9, 28). Когда в Афины возвратился неузнанный отцом наследник Эгея Те-сей, М., боясь, что он, а не Мед унаследует власть отца, убедила мужа попытаться погубить пришельца. Но Эгей узнал сына, раскрыл коварство М. и изгнал её из Афин (Prut. Thes. XII; Apollod. epit. I 5—6). После этого M. и её сын Мед возвратились в Колхиду, где к тому времени Ээт был свергнут с престола братом Персом. Мед убил Перса и воцарился в Колхиде, впоследствии завоевав значительную часть Азии (Strab. XI 13, 10; Diod. IV 56 след.) [вариант: Мед погиб в походе против индов, а М. сама убила Перса и вернула власть отцу (Apollod. I 9, 28)]. В дальнейшем М. была перенесена на острова блаженных, где стала женой Ахилла (Apoll. Rhod. IV 811 след.; Apollod. epit. V 5). Такие черты образа М., как способность оживлять мёртвых, летать по небу и яр., позволяют предполагать, что первоначально М. почиталась как богиня. Возможно, в образе М. слились черты почитавшейся в Колхиде солнечной богини, могущественной колдуньи фессалий-ских сказок (Иолк находился в Фессалии) и героини коринфского эпоса, в котором М. и её отец считались выходцами из Коринфа.
    Сказочные черты М. претерпели существенные изменения в творчестве греческих и римских писателей. Тема неразделённой любви М. к Ясону, намеченная ещё Пиндаром, получила развитие в одноимённой трагедии Еврипида, где М. стала убийцей своих детей. У Сенеки (трагедия «Медея») она предстаёт как суровая мстительница, действующая с жестокой последовательностью.   М. Н. Ботвинник.
    В античном изобразительном искусстве (в вазописи, на рельефах саркофагов, фресках) нашли отражение сцены: М. помогает Ясону добыть золотое руно, смерть Пелия, убийство детей. Европейское искусство обращается к мифу с 14 в. сначала в книжных иллюстрациях, затем в живописи (сюжеты: «М. убивает своих детей» — у П. Веронезе, Н. Пуссена, К. Ванлоо, Э. Делакруа; «М. омолаживает Пелия»   —  у Гверчино и др.).
    Среди произведений европейской драматургии на сюжет мифа: в 17 в. — «М.»   П.   Корнеля; в 18 в. — «М.» Ф. В. Готтера, «М. в Коринфе» и «М. на Кавказе» Ф. М. Клингера, «М.» Л. Тика; в 19 в. — «М.» Дж. Б. Никко-лини, «М.» (часть драматической трилогии «Золотое руно») Ф. Грильпар-цера; в 20 в.— «М.» Ж. Ануя и Ф. Т. Чокора. Широко использовался миф в музыкально-драматическом искусстве; среди опер: в 17 в.— «М.» М. А. Шарпантье и др.; в 18 в.— «М.» И. Мысливечека, й. Бенды, И. Г. Нау-мана, Л. Керубини и др.; в 19 в.— «М.» С. Меркаданте и др.; в 20 в. — «М.»  Д. Мийо, Э. Кшенека и др.

Категория: Буква "М" | Добавил: andy601 | Теги: МИФОЛОГИЯ греков, АЛКИНОЙ, медея, мифология, АРЕТА, мифы, кирка, греческая мифология, мифологии мира, Ясон
Просмотров: 1079 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]