«  Декабрь 2010  »
20212223242526

Вторник, 2024-03-19, 12:10 PM

Археология 2010. Самое-самое! Топ 10-ка лучших.
    Журнал Archaeology, издаваемый Археологическим институтом Америки, назвал десять главных открытий 2010 года. Речь идет не только о раскопанных памятниках, но и о важных для археологии лабораторных прорывах. В список вошли:

1. Гробница Гекатомна, царя Карии, юго-запад Турции, IV век до нашей эры. Захоронение с роскошными фресками и мраморным саркофагом было обнаружено не учеными, а полицией, выследившей "черных археологов".
  2. Палеолитические орудия труда в Плакиасе, южное побережье острова Крит. Это открытие перевернуло представления о древнем мореплавании и миграциях народов.
  3. Царская гробница в городе майя Эль-Сотс, Гватемала, IV век нашей эры. Среди находок - блюда с отрубленными пальцами и зубами, а также обгоревший труп младенца.
  4. Древние пирамиды в южноамериканских джунглях, провинция Хаен на севере Перу, рубеж IX-VIII веков до нашей эры.
  5. Британское исследовательское судно "Инвестигейтор", которое в 1850 году было отправлено на поиски пропавшей арктической экспедиции, но было затерто льдами и покинуто в 1853 году. Обнаружено канадскими исследователями в море Бофорта.
  6. Расшифровка генома неандертальца учеными из Института антропологии имени Макса Планка в Лейпциге. Этот проект был запущен в 2006 году и продолжается до сих пор.
  7. Исследование детских захоронений на карфагенском Тофете, опровергнувшее традиционное представление о том, что карфагеняне практиковали массовые ритуальные детоубийства.
  8. Исследование останков афарского австралопитека Кадануумуу, позволившее отнести появление прямохождения у людей к периоду около 3,6 миллиона лет назад (примерно на 400 тысяч лет раньше, чем считалось прежде).
  9. Остатки старейшей протестантской церкви Нового света, Джеймстаун, штат Вирджиния, 1608 год. Помимо всего прочего, именно в этой церкви индейская принцесса Покахонтас в 1610 году сочеталась браком с английским поселенцем Джоном Рольфом.
  10.  Щадящий метод радиоуглеродной датировки, предложенный американским ученым Марвином Роувом.

Также журнал Archaeology назвал "закрытие" (undiscovery) года - им признано опровержение теории, согласно которой американская культура Кловис погибла около 13 тысяч лет назад из-за взрыва кометы над Северной Америкой.

Кроме того, Archaeology в третий раз составил собственный список археологических объектов, находящихся под угрозой из-за природных и антропогенных факторов. В этот список вошли:

1. Археологический парк на юге Калифорнии с множеством доисторических памятников. Там планируют построить обширный массив солнечных батарей в рамках кампании по развитию альтернативной энергетики, запущенной президентом США Бараком Обамой.
  2. Затонувшие корабли в Массачусетском заливе. Основная угроза - промышленная ловля рыбы огромными сетями, которые "прочесывают" морское дно.
  3. Древнеримский курорт Аллианой близ Пергама (нынешняя провинция Измир на эгейском побережье Турции). Прекрасно сохранившиеся античные строения, в том числе бани над геотермальными источниками, будут затоплены водохранилищем после ввода в эксплуатацию плотины Йортанлы. С протестами выступают как представители ЮНЕСКО, так и местная интеллигенция, в частности, певец Таркан.
  4. Пещера пловцов в Египте, знаменитая своими наскальными росписями, которым около 10 тысяч лет. Особенно популярной она сделалась после фильма "Английский пациент" (эпизод снимался не в самой пещере, а в декорациях, имитирующих ее), и с тех пор толпы туристов затаптывают пещеру.
  5. Руины ассирийской столицы Ашшура в центральной части Ирака, середина III тысячелетия до нашей эры. Город стоит на берегу Тигра, и река подмывает его.
    рис. Один из артефактов, обнаруженных в царской гробнице в Эль-Сотсе в Гватемале. Фото предоставлено археологами Брауновского университета, которые вели раскопки.

источник family-history.ru