ЗАХХАК (пехл.), в иранской мифологии и легендарной истории иноземный царь, узурпатор иранского престола. Образ 3. восходит к авест. Ажи-Дахика, треглавому дракону, правившему в Иране после падения первого царя Пимы. В среднеиранской традиции (Меноги-и храд, 5 в.) царствованию Ажи-Дахака 3. соответствует правление Дахака Бевараспа и Фрасияка Тура, злых царей: однако, не будь они царями, власть досталась бы злому духу Айшме и оставалась бы у него до страшного суда, что принесло бы больше бедствий. В «Шахнаме» 3. — сын арабского царя Мардаса, совращенный дьяволом Иблисом: от его поцелуев из плеч 3. выросли две змеи (позднее переосмысление трёхголовности дракона), которых нужно было кормить человеческим мозгом. Воспользовавшись грехопадением иранского царя Джамшида (авест. йима) и призванием со стороны иранских вельмож, 3. убил Джамшида, занял его трон и установил тысячелетнее (без одного дня) царствование зла. Ежедневно ему должны были приносить в жертву двух юношей, чтобы накормить змей их мозгом (благодетельные советники 3. Армаил и Кармаил подменяли одного юношу овцой). Он убил праведника Атибина (авест. Атвйа, второй человек, выжавший сок хапмы). отца Фаридуна, кормилицу Фаридуна волшебную корову Бармйа (Бермайе) и т. д. Кузнец Кава поднимает народное восстание против 3. и, призвав законного наследника Фаридуна, свергает тирана. 3. приковывают в жерле потухшего вулкана Демавенд: по народным преданиям, звуки, доносящиеся из жерла, — стоны 3. В честь победы над 3., согласно Бируни, был установлен праздник осеннего плодородия Мехрган. Иной сюжет, в котором Ажи-Дахака — 3. сохраняет облик дракона, — один из семи подвигов Рустами, который убивает чудовище Аждаха, чей «язык, как дерево, рот, как пещера». Аждахары (аждаха, аждахи), по иранским средневековым легендам, охраняют подземный клад Каруна (ветхозаветный Корей). В таджикской мифологии аждахо-ры — драконы, обитающие в горных ущельях, изрыгающие из огромной пасти огонь, дым и яд; они с такой силой вбирают в себя воздух, что человек с его струёй попадает в драконью пасть. И С. Брагинский. |