ЗАХАРИЯ И ЕЛИСАВЕТА (Захария — греч. Ζαχαρίας, евр. zecharjah или zecharjahu, «Яхве вспомнил»; Елисавета — греч. 'EJUaaptT, евр. 'elTseba или 'elrsab'ath, «бог завета»), в христианских религиозно-мифологических представлениях родители Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи). В Новом завете рассказ о 3. и Е. содержится только в Евангелии от Луки. Захария был священником Иерусалимского храма «из Авиевой чреды» (Лук. 1. 5), т. е. принадлежал к одной из 24 наслед ственных групп, поочередно исполнявших свои культовые обязанности; средневековые легенды иногда делали его первосвященником Елисавета тоже была из священнического рода потомков Аарона. Они были «праведны пред богом», однако у них, как у Иоакима и Анны, другой четы новозаветных родителей, до старости не было детей. Когда Захария служил в храме, ему явился архангел Гавриил, предсказавший, что у 3. и Е. родится сын, которого следует назвать Иоанном и которому суждено стать «предтечей» мессии. Захария сомневается в возможности исполнения обещанного, ссылаясь на преклонный возраст свой и жены (ср. такое же сомнение Авраама. Быт. 17, 17, и Сарры. Быт. 18, 121. Как знамение и одновременно нака зание за маловерие ему даётся немо та, которая должна разрешиться только вместе с рождением младенца. Елисавета пять месяцев скрывает свою беременность. Между тем дева Мария, родственница Елисаветы (1, 36), девственно зачавшая Иисуса Христа во время шестого месяца беременности Елисаветы, отправляется из Галилеи в Иудею навестить Еяисавету: та по радостному «взыг-ранию» сына в её чреве и по вдохновению свыше понимает, что перед ней мать мессии. После трехмесячного пребывания в доме Елиеа веты Мария возвращается в Назарет. а Елисавета рождает сына: семья намерена назвать его именем отца. но немой Захария пишет на дощечке для письма. «Иоанн имя ему» (1, 63). Тотчас же к Захарии возвращается дар речи; «по всей нагорной стране иудейской» взволнованы этим зна мением, а Захария в ветхозаветных метафорах пророчествует о приходе мессианского времени и о призвании своего сына (1. 67—80). Византийские легенды, получившие широкое распространение в средневековом ми ре. повествуют далее, что Елисавете пришлось бежать с младенцем от злых умыслов царя Ирода в пустыню и что там мать и ребёнка укрыла чудесно расступившаяся перед ними, а затем затворившаяся скала (ср. мотив спасения Феклы и др.). Захария за отказ назвать местопребывание жены и сына убит людьми Ирода в храме, его кровь превратилась в таинственный камень. С С. Аверинцев.
|