Категории раздела

Буква "А" [434]
Буква "Б" [183]
Буква "В" [161]
Буква "Г" [168]
Буква "Д" [190]
Буква "Е" [32]
Буква "Ж" [17]
Буква "З" [48]
Буква "И" [177]
Буква "К" [289]
Буква "Л" [142]
Буква "М" [281]
Буква "Н" [148]
Буква "O" [82]
Буква "П" [213]
Буква "Р" [6]
Буква "С" [20]
Буква "Т" [13]
Буква "У" [7]
Буква "Ф" [5]
Буква "Х" [7]
Буква "Ц" [3]
Буква "Ч" [3]
Буква "Ш-Щ" [2]
Буква "Э" [12]
Буква "Ю" [3]
Буква "Я" [4]

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 2024-03-29, 10:40 AM
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Сельский историк

Букварь мифов


ЭДЗЕНЫ
2010-09-10, 11:56 PM
    ЭДЗЕНЫ  («хозяева»),  эдзеты, эжены (бурят.); эзны (калм.), ханы, хаты («государи»), нойоны (ед. ч. нойон, «господин»), саб-даки, шйбдаки, дебджиты (от тибет. sa-bdag, gzi-bdag, «владыка земли, местности», bde-byed, «благоподатель»), в мифологии монгольских народов духи — хозяева определённой местности,  ландшафтных объектов, жилищ, инвентаря; покровители различных видов деятельности человека (ср. тюрк. эе). В «Сокровенном сказании» (13 в.) повествуется об Э. — владыках земли и воды (Гадзар усуно эдзет хат); ср. йер-су в мифологии киргизов, алтайцев. В монгольских шаманских призываниях перечисляются Э. отдельных скал, рек, болот; упоминаются «восемь родов» Э., 24 Э., 49 Э., а наряду с ними — «Государь земля-вода» (хан Гадзар усун), являющийся либо обобщённым образом ландшафтных духов, либо их главой. Ряд локальных Э. чтутся как общемонгольские (например, дух-хозяин Хангая, Э. ойратской земли, а хребта Танну — Э. Монголии), приближающиеся к категории земных божеств.
    Некоторые Э. не персонифицированы; однако согласно народным поверьям, иногда появляется Э. в облике белого человека в белых одеждах на белом коне; глава Э., Цаган Эбу-ген — седобородый старец. В бурятской мифологии, например, Орболи Саган-нойон, один из лесных Э. — старик огромного роста, ездит на лосе (по другим представлениям, Э. людям вообще не показываются).
    Э. богаты, их молят об увеличении благосостояния, Э. властвуют над растениями и животными, выступая как охотничьи (и отчасти скотоводческие) божества (у бурят владельцем лосиных и оленьих стад считается Орболи Саган-нойон). Э. вод и их властелин (бурят. Уха Лосон, Уха Лу-сан, калм. Усун хадын эзэн) — хозяева рыб и духи речного промысла. По монгольскому поверью, восемь дебджитов, возглавляемых Нансаруном, ведают дождём, снегом, градом, ветром и грозой, следуя воле Хормусты. Как духи среднего мира, соприкасающиеся с людьми, Э. могут выступать посредниками между ними и тенгри. В бурятской мифологии ханы, хаты, нойоны осмысливаются как дети и внуки тенгри, спустившиеся с неба.
Чаще представление о возникновении Э. связано с культом предков. По монгольским поверьям, Э. становятся души именитых людей, шаманов и колдунов. С культом предков у бурят связаны прозвища Э.: бабай, «батюшка». У бурят Э. подразделяются на добрых и злых. Благожелательны к людям западные ханы, или хаты (вариант: 90 хатов) — С. Саянских, Тункинских гор и др. местностей Прибайкалья. Им противостоят злые «холодные» восточные ханы — Э. восточных гор, ездящие на чёрных повозках, запряжённых вороными конями. Злых Э. возглавляет    Эрлен-хан  (см.    Эрлик). С. Ю. Неклюдов.
Категория: Буква "Э" | Добавил: andy601 | Теги: ЭДЗЕНЫ, ОЙРАТ-КАЛМЬЩКАЯ МИФОЛОГИЯ, наука и миф, Мифологические существа, МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ, мифы разных ст, мифы и сказания, мифы, мифологии мира
Просмотров: 1111 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]