Категории раздела

Буква "А" [434]
Буква "Б" [183]
Буква "В" [161]
Буква "Г" [168]
Буква "Д" [190]
Буква "Е" [32]
Буква "Ж" [17]
Буква "З" [48]
Буква "И" [177]
Буква "К" [289]
Буква "Л" [142]
Буква "М" [281]
Буква "Н" [148]
Буква "O" [82]
Буква "П" [213]
Буква "Р" [6]
Буква "С" [20]
Буква "Т" [13]
Буква "У" [7]
Буква "Ф" [5]
Буква "Х" [7]
Буква "Ц" [3]
Буква "Ч" [3]
Буква "Ш-Щ" [2]
Буква "Э" [12]
Буква "Ю" [3]
Буква "Я" [4]

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 2024-03-29, 4:58 PM
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Сельский историк

Букварь мифов


ЕДИНОРОГ
2011-01-12, 10:26 PM
    ЕДИНОРОГ, мифическое животное (в ранних традициях с телом быка, в более поздних — с телом лошади, иногда козла), именуемое по наиболее характерному признаку — наличию одного длинного прямого рога на лбу. Самые   ранние   изображения   Е.   (как однорогого быка) встречаются мятниках культуры 3-го тыс hi в частности на печати из др"випг городов долины Инда Мохенджо Даро и Хараппы, представляя собой один из наиболее значимых священных образов. Символ Е отражается и в «Атхарваведе» (в мифе о потопе.. во время которого Мяну привязал корабль к рогу Е.), и в «Махабхарате». С воздействием этой позднейшей индийской традиции исследователи связывают появление образа Е. в западноазиатских (ближневосточных) и раннеевропейских мифологических системах. Греческая (Ктесиас, Аристотель) и римская (Плиний Старший) традиции рассматривали Е. как реально существующего зверя и связывали его происхождение с Индией (или Африкой). В переводах Ветхого завета с Е. идентифицировали зверя г'' ею (евр., «лютый зверь»). Символика Е. играет существенную роль в средневековых христианских сочинениях, восходящих к греческому тексту   «Физиолога»   (2 — 3   вв.   н.   э.); Е. рассматривается как символ чистоты и девственности. Согласно «Физиологу», Е. может приручить только чистая дева; отсюда — более поздняя христианская традиция, связывающая Е. с девой Марией и с Иисусом Христом.
   Сюжеты, связанные с Е., встречаются и в восточном (включая китайский и мусульманский), и в западноевропейском (немецкая сказка о портном и семи мухах) фольклоре. В русских «азбуковниках» 16—17 вв. Е. описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в его роге.
    Именем Е. названо экваториальное созвездие (лат. Monoceros). Символ Е. занимает существенное место в геральдике:     Е.    изображался    как    на династических и государственных напр., на шотландском, а позднее британском), так и личных гербах, в т. ч. в 18 в. на гербах некоторых русских знатных родов, в частности графа П. И, Шувалова, в бытность которого начальником оружейной канцелярии получил развитие введённый на Руси ещё в 16 в. обычай называть «инрога-ми» («единорогами») артиллерийские орудия (с изображением Е.). Рогу Е., под видом которого в средневековой Европе распространялись бивни китов-нарвалов (именуемых также единорогами), приписывались целебные свойства при лечении различных болезней, укусов змей (по фольклорным представлениям, Е. своим рогом очищает воду, отравленную змеем) и пр.
    Символ Е., широко представленный в мистических сочинениях и изобразительном искусстве европейского средневековья (сцена укрощения Е. девой получила отражение в пластическом декоре фрейбургского и эрфуртского соборов, в книжной  миниатюре, на гобеленах, в частности на гобелене кон. 15 в. «Дева и единорог» из парижского музея Клюни), воскрешается теми писателями 20 в., которые ориентировались на эту мифопоэтическую традицию. В стихотворении Р. М. Рильке «Einhorn» («Единорог») Е., на лбу которого «сиял, как башня в лунном свете, рог», описывается как «вырвавшийся из преданья» зверь, замыкающий собою «весь цикл преданий» (цитаты в переводе К. П. Богатырёва).
    Лит.: Atz С, Die Jagd des sagenhaften Einhorns als Sinnbild der Mensehwerdung, «Archiv fur christliche Kunst», 1906, Bd 29, S. 93—95; Cook A. S., The old English physiolo-gus, New Haven, 1921; Druce G. C, Mediaeval bestiaries and their influence in ecclesiastical decorative art, «Journal of the British archaeological association», 1919, new ser., v, 25 — 26; Fentress M., Indus charms and urns: a look at religious diversity at Harappa and Mohenjoda-ro, в сб.: Man and environment, v. 3, Ahmedabad, 1979, p. 99 — 104 (илл.); James M. R., The bestiary, L., 1928; Kuntze F., Die Jagd des Einhorns in Wort und Bild, «Archiv fur Kultur-geschichte», 1907, Bd 5, S. 273—310; 1908, Bd 6, S. 94—98; Lauchert F„ Geschichte des Physioiogus, Strassburg, 1889; Sbordone F., Ricerche sulle fonti e sulla composizione del physioiogus greco, Napoli, 1936; Shepard O., The lore of the unicorn, Boston, 1930; Strzy-gowski J., Der Bilderkreis des griechischen Physioiogus, Lpz., 1899; White В., Medieval animal lore,  «Anglia»,  1954, v. 72, N  1. В.  В. Иванов.
Категория: Буква "Е" | Добавил: andy601 | Теги: Мифологические существа, геральдика, мифы разных стран, мифическое животное, единорог, наука и миф, теоретический анализ мифологии
Просмотров: 1179 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]