АУШАУТС [Aus(s)chauts, Auxschau-tis, Auschauten, Auscautum, Auscu-tum], в прусской мифологии бог врачевания, по функции сопоставляемый с римским Эскулапом (в письменных источниках 16—17 вв.). Иногда уточняется, что А.— бог целостности, неповреждённое™, что он отгоняет болезни и даже грехи (ср. рим. Сатурн). Связь А. с человеком, здоровьем, культурой отличает его от божеств природы, а также от Пильвитса — бога материального блага, богатства (см. Балтийская мифология). Имя А. у авторов 17 —18 вв. (М. Преториус, Г. Стендер и др.) легко изменяло свою форму под влиянием других теофорных имён (напр., Пушкайтса или Аушры) или народной этимологии. Так, прус. Ausszwaito и особенно литов. Ausz-weikis, Ausweitis, Atsweikcius воспринималось в связи с литов. at-sveikti, «выздороветь», a Auskuhts и латыш. Auskuts,— как «стригущий овец». Возможно, восточнобалтий-ские примеры А. искусственны. Правильное объяснение имени А.— «бог, который даёт здоровье и отгоняет болезни» («отстреливает» их, ср. прус, аи — «от», «прочь» и литов. sauti, «стрелять», а также заговорный мотив «отстреливания» болезней в балтийском фольклоре). Лит.: Mierzynski A., Die samlandische Gottheit Auszauts, «Sitzungsberichte der Prussia», 1900, № 21; Bug a K., Prusu dievas Ausautas, в сб.: Rinktiniai rastai, т. 2, Vilnius, 1959. В. И.. В. Т. |